Шангал, город в провинции Ниневия, преодолел кампанию арабизации режима Баас и создал одну из немногих областей в Ираке, находящуюся под управлением езидов.
Езиды, религиозное меньшинство, этнически принадлежащее к курдам, прежде всего, живут в западной части провинции Ниневия, где проживает большинство этнических и религиозных меньшинств Ирака.
Шангал официально стал особым административного округом в 1922 году. Его первый мэр, Ибрагим Бакир Эфенди и последовавшие за ним 41 мэр все были арабы, как и начальники полиции. Езиды и курды-мусульмане, которых преследовали при режиме Саддама Хусейна, никогда не занимали официальных должностей.
Первая смена населения Шангала в двадцатом веке произошла в 1940 году, когда иракское правительство передало Бир-Касим, деревню курсдко-езидского племени Альдих, арабскому племени Ар-Рашид.
Баасиссткая кампания, известная как кампания арабизации, которая изменила демографию курдских и шиитских районов, затронула и Шангал. Шейх Хаджи Симо, журналист и специалист по истории Шангала, говорит: "баасистский режима переселил более 800 арабских семей племен Хавас Сдеди из Хавиджи и расселил их по всему Шангалу".
В 1975 году иракский режим уничтожил в Шангале 150 деревень и заставил жителей переселиться в специальные поселки городского типа.
В рамках процесса арабизации, иракское правительство решительно изменило идентичность многих курдов-езидов и зарегистрировало их, как арабов. Бедные арабы-шииты были также переселены в курдские области на севере Ирака, что нарушило демографический баланс в этнически смешанных курдских цитаделях.
Симо сказал: "Правительство хотело регулярно переселять 10- 15 езидских семей на юг Ирака, чтобы отрывать их от своей культуры, самобытности, нации и религии, помещая их в арабскую среду".
В 2003 г. после свержения иракского режима, ситуация в Шангале изменилась. Район в настоящее время полностью находится в ведении курдов-езидов, и его лидеры восстановили первоначальные курдские названия многих деревень.
В Шангале, езиды ныне впервые учатся в своих школах при поддержке правительства Курдистана.
Тем не менее, Ваад Хамад Маго, лидер Партии развития езидов, обеспокоен новыми должностными лицами района.
"Теперь чиновники в Шангале реализуют ту же политику режима Баас: они вытесняют курдов-езидов и переселяют в Шангал курдов-мусульман ", сказала Маго.
Саид Джардо Маго – чиновник в Шангале, который курирует реализацию статьи 140 конституции Ирака. Он отверг утверждения, что людей вытесняют, сказав: "Никто не был перемещен из Шангала".
Хотя большинство езидов признает, что они этнические курды, езиды являются небольшим, замкнутым сообществом, члены которого редко женятся и выходят замуж за пределами секты и считает своей основной идентичностью езидство.
Ваад Маго считает, что езиды отличаются от курдов. После провала попытки пройти в парламент, Маго настаивает, что ему угрожала Демократическая партия Курдистана, которая обладает огромным влиянием в этом районе.
Сарбаст Бапири, высокопоставленный представитель ДПК в Шангале, отрицал эти утверждения. "Это не соответствует действительности. Ему никто не угрожал."
Согласно Джардо Маго из офиса по статье 140, большинство перемещенных курдов-езидов вернулись в свои родные места, но следы арабизации в районе Шангал остаются.
Он сказал: "Все шангальцы, которые участвовали в переписи населения в 1957 года, считаются коренными жителями этого района, будь то араб или курд. Тем не менее, арабизация проходила с 1940 по 1979 годы, и это означает, что арабизированные регионы останутся в нынешнем положении. "
Баасистский режима также изменил административную юрисдикцию области, например, путем включения деревень вокруг Шангала в управляемые арабами районы.
Шангал в данный момент не имеет прямой связи с Курдистаном. Чтобы попасть туда, надо ехать через Рабию и Талаафар, две враждебные части провинции Ниневия около Мосула.
Маго сказал, что его ведомство пытается реализовать статью 140, в первую очередь компенсируя перемещенных лиц и возвращающиеся семьи. Согласно Маго, до сих пор 20000 семей получили компенсацию и переселены в свои деревни и города.
Ваад Маго, лидер Партии развития езидов, не поддерживает осуществление статьи 140, потому что Шангал может попасть под управление КРГ.
Маго сказал: "Мы сделаем все возможное, чтобы остановить усилия по присоединению Шангала в Курдистанский регион, потому что наши права не защищены курдской конституцией. Некоторые моменты в конституции представляют собой угрозу для нашей нации, особенно тот, который говорит ни один закон не принимается, если это противоречит исламскому шариату ".
Тем не менее, Маго добавил: "В конце концов Шангал станет частью Курдистана, потому КРГ влиятельно и имеет хорошие отношения со всеми сторонами".
Об истином отношении езидов к ДПК говорит тот факт, что на последных выборах в парламент Ирака по спискам ДПК прошли шесть представителей езидского религиозного меньшинства.