Министерство внутренних дел Регионального правительства Курдистана выдало лицензии 29 политическим партиям. Кроме того существует 21 партия, которая пока формально не зарегистрирована.
Бекас Хама-Кадир, лидер Национальной партии Курдистана говорит: "Формирование политических партий стало бизнесом."
Хама-Кадир, чья относительно небольшая партия провела только один съезд и три конференции, имеет четыре отделения по всему Курдистану.
Хама-Кадир говорит: "Нет такого понятия, как большая или маленькая политическая партия. Вместо этого есть большие связи и маленькие связи",
Большинство политических партий в Курдистане получают финансирование от правительства Курдистана (КРГ). Но, несмотря на официальную лицензию, Национальная партия Бекаса не финансируется КРГ.
"Небольшие политические партии в Курдистане всегда рассматривалась как придатки ПСК (Патриотический союз Курдистана) и ДПК (Демократическая партия Курдистана), для того, чтобы получать средства от них."
Хама-Кадир говорит, что это восприятие заставило многих людей потерять веру в более мелкие партии.
"К сожалению, небольшие политические партии не имеют никакого влияния на общественность",
Согласно статье 17 конституции Курдистана, изданной в 1993 году и измененный в 2002 году, новые политические партии должны отвечать трем условиям: во-первых, они должны представить в МВД официальное заявление, подписанное не менее 50 учредителями и не менее 500 членов партии . Во-вторых, они должны представить программу и устав партии. В-третьих, представить информацию об учредителях и название партии.
Халил Аббас, директор отдела политических групп в МВД КРГ, сообщил Рудав: "Нет ни одной политической партии, которой было бы отказано в регистрации министерством внутренних дел"
Аббас сказал, что иногда небольшие партии сливаются. Он сказал, что в 1993 году Социал-демократическая партия и Национальная партия объединились. В конце 1990-х объединились партия Нахза и Исламское движение Курдистана.
Статья 16 конституции Курдистана предусматривает, что "политическая партия может самораспуститься, но она должна проинформировать министерство внутренних дел об этом в течение одной недели",
Шукрулла Мухаммад, заместитель лидера движения Демократического движения Курдистана, основанного в 1994 году, полагает, что "разнообразие политических партий усиливает демократию".
Мухаммад говорит: "Курдистан имеет необычное политическое многообразие",
Между тем, он признает, что наличие многочисленных политических партий сбивает с толку курдский народ.
Мухаммад сказал, однако, что соперничество между двумя основными партиями Курдистана, ПСК и ДПК, влияет на более мелкие партии.
"Иногда разногласия между двумя доминирующими партиями (ПСК и ДПК) приводят к тому, что финансирование мелких партий сокращается правящими партиями ", сказал Мухаммад. "Кроме того, они (мелкие партии) отвечают перед ПСК и ДПК за высказанные мнения. Это вынудило мелкие партий выбирать молчание и не иметь собственного независимого мнения ".
Политические партии Курдистана участвуют в местных и национальных выборах, но они часто получают очень мало голосов.
Абдулрахман Сидик, руководитель исследовательского центра Пирд, говорит, что политическая партия должна иметь цель, если она хочет продолжать свое существование. Сиддик сказал, что лидеры курдских партий редко или никогда не уйдут в отставку и не признают своих ошибок.
"В курдской культуре не так много людей признают, когда они ошибаются, или когда их роль закончена", сказал Сиддик. "Такое отношение должно измениться."
Конституция Курдистана обязывает политические партии укреплять мир, быть приверженными ненасильственной передаче власти, и избегать расизма.
Хыдыр Кадир, лидер Демократического движения Курдистана, считает, что вопреки распространенному мнению, что они не играют никакой роли, у мелких партий еще есть место в обществе.
"Мы не бессмысленны", сказал Кадир. "Левые партии не малы по размерам и потери на выборах не означают, что партия больше не нужна, и должна быть распущена."
Только 5 больших партий Курдистана имеют места в парламенте. Среди них движение Перемен (Горран), которое откололась от ПСК и участвовало в курдских выборах 2009 года.
Коммунистической партии Курдистана до сих пор не предоставлена регистрация от КРГ. Коммунистическая партия Курдистана откололась от Иракской коммунистической партии в 2009 году.
Хусейн, лидер партии, сказал: "Неприемлемо запрещать определенную политическую партию на том основании, что она не служит обществу или является бременем для общества. Они не должны быть изолированными и ограниченными только потому, что они маленькие ".
Хусейн добавил, что "существование партии хотя бы из двух человек все же лучше, чем ее исчезновение".
Арам Мухаммад, из исследовательского центра движения Горран, говорит, что участие в курдской гражданской войне в 1990-х годов разочаровало многих людей в политических партиях в целом. Несмотря на это, по его словам, правительство не может отнять ни у какой партии право на существование.
"Некоторые партии не имеют политического влияния ни по каким вопросам, но демократически правительство не может отрицать их право на существование".
Два года назад офисы Партии демократического решения Курдистана(связанной с РПК – ред.) в Эрбиле были закрыты, но партия по-прежнему продолжает свою деятельность.
Наджиба Омер, пресс-секретарь партии, говорит: "Не существует официального решения от КРГ или иракского правительства запретить деятельность моей партии, но правительство все еще не позволяет нам открыто работать" .
Омер сказала: "число голосов в ходе выборов не должны измерить размер политической партии."
Тем не менее, Хама-Кадир не согласен с этим.
"Если политическая партия не может получить 500 голосов на выборах, то ей лучше самораспуститься".