Как расценивается вывод американских войск из Ирака, спрашивает на телеканале Си-Эн-Эн профессор Вильям Р.Полк – бывший директор Центра Ближневосточных исследований в университете Чикаго, ответственный за планирование ближневосточной политики в администрации Кеннеди. По его оценкам, большинство иракцев будет счастливо видеть уход американцев. Но в то же время иракцы научились бояться друг друга, и отношение будет варьироваться в зависимости от сообщества.
Несомненными победителями в ходе "этих разрушительных лет" являются шииты.
С американской помощью они теперь взяли под контроль правительство и вооруженные силы. Большинство из их лидеров жили и учились в иранских духовных учебных заведениях, поэтому они видят Иран в качестве друга и покровителя. Они установили выгодные экономические и дипломатические контакты с Китаем, Россией, Индией и членами Европейского Союза. В то же время они понимают, что время, когда США столь неосторожно помогли им продивгаться вперед, проходит, и Америка со своим антииранским курсом представляет для них опасность. Поэтому они довольны уходом американцев.
Для курдов, ответ будет иным. Они выиграли от уничтожения арабско-суннитского центрального правительства, создав свое мини-государство. Шиитский режим вряд ли будет создавать проблемы для курдской автономии. И если при этом удастся удержать гигантские нефтяные месторождения в Киркуке, Региональное правительство Курдистана могло бы гарантировать и свою экономическую автономию.
Однако с уходом американцев КРГ сталкивается с новой опасностью: вторжения с территории Курдистана в Сирию, Ирак и Иран могут привести к более серьезным атакам против КРГ после ухода американцев. Региональное правительство Курдистана должно способствовать по крайней мере сильному американскому влиянию в окружающем регионе.
Арабы-сунниты являются главными проигравшими в этом долгом и страшном конфликте. Целое поколение образованной элиты было вынуждено покинуть свою страну, десятки тысяч были убиты, сотни тысяч ранены. Большая часть их имущества была разграблена, сожжена или изъята. Опасности, связанные с шиитами, по-прежнему ясны и актуальны. Конечно, можно было бы думать, что, несмотря на память об американской роли в событиях, они хотели бы, чтобы американцы остались, чтобы предотвратить дальнейшие действия шиитов против них. Однако, по мнению профессора, это не так: сунниты наиболее националистичны изо всех иракцев, они боролись против англичан, потом свергли британских марионеток, и всегда стремились избавиться от иностранной манипуляции. Таким образом, хотя они могли бы надеяться, что враждебность Америки Ирану принесет им пользу в Ираке, они разделяют с шиитами и курдами удовлетворение тем, что американцы почти ушли.
Однако, по мнению профессора, де-факто в Ираке остается сильное присутствие американцев. В этой ситуации, по его оценкам, трения между суннитами и шиитами не утихнут, в то время как курды будут продолжать тайно развивать свои близкие отношения с Израилем. И если отношения Америки с Ираном ухудшится, курды и американцы вновь сблизятся.