Того Ирака, который еще недавно был одной из ведущих стран арабского мира, больше нет.
Соединенные Штаты завершили военную кампанию в Ираке. Об этом объявлено официально. Кандидат в президенты Барак Хусейн Обама обещал вывести оттуда американские войска. Президент Обама в преддверии новых выборов выполнил это обещание. Для выхода на второй президентский срок более чем оправданное решение.
Потери США в иракской кампании с 20 марта 2003 по 1 декабря 2011 года составили 4886 убитыми, 32 226 ранеными и один пропавший без вести.
Всего на 1 декабря 2011 года на иракской территории находилось около 13 тыс. военнослужащих США. Однако после завершения вывода войск США в Ираке останется около 150 американских военнослужащих при посольском отделе по сотрудничеству в сфере безопасности и охрана посольства — 20–25 морских пехотинцев. Кроме того, в армии и МВД Ирака будет работать до 740 технических специалистов и инструкторов. Специалисты министерства обороны останутся на военных базах. Еще около 100 человек будет обучать сотрудников полиции в МВД. Что важно для иракцев, американские инструкторы и технические специалисты не будут обладать иммунитетом от судебного преследования в случае нарушения местных законов.
В силовых структурах собственно Ирака на 1 декабря числилось 806,6 тыс. человек, в том числе в армии 271,4, в МВД — 531 тыс., в специальных оперативных силах главы правительства — 4,2. По мнению экспертов, боеспособность этих сил без поддержки американцев невелика. Всего в 2012 году США выделят Ираку $6,5 млрд на развитие сферы безопасности.
Вероятность начала в Ираке гражданской войны после вывода американских войск можно оценить как высокую. Однако вряд ли это помешает развитию добычи углеводородов, являющихся источником доходов всех конфликтующих сторон. В ноябре добыча нефти в стране составила 3 млн баррелей в сутки, из которых 2,2 млн ушло на экспорт.
По итогам недавнего визита главы иракского правительства Нури аль-Малики в Японию было заявлено, что Токио прокредитует восстановление иракской инфраструктуры в объеме около $870 млн. Турция объявила о готовности транспортировать сжиженный иракский газ через порт Джейхан в страны Евросоюза.
В то же время в нефтегазовой сфере растут противоречия между курдской автономией и центральным правительством. После того как власти Курдистана подтвердили заключение сделки с ExxonMobil, Багдад заявил, что этот контракт противоречит заключенному между этой компанией и Ираком соглашению на разработку "Западной Курны-1". Как следствие, Royal Dutch Shell прекратила переговоры с Курдистаном, опасаясь разрыва сделки с Багдадом на $17 млрд. В ноябре правительство одобрило создание совместного предприятия, в котором 51% принадлежит Багдаду, 44% — Royal Dutch Shell, а 5% — Mitsubishi.
Иракский сценарий подтверждает возможность организации нефтеэкспорта в условиях гражданской войны, продемонстрированную ранее Суданом.
Высокий уровень террористической и криминальной активности, поставленные на поток похищения по политическим мотивам и с целью получения выкупа, христианские погромы и конфликты на этнической почве, в первую очередь между курдами, туркоманами и арабами, составляют ежедневную жизнь Ирака.
Мосул и Киркук на севере, Басра на юге, Багдад в центре и десятки менее крупных городов по всей территории страны охвачены волной насилия вопреки оптимистическим заявлениям американского руководства.
Террористы действуют даже в находящейся под особым контролем сил безопасности "зеленой зоне" Багдада: 28 ноября в ходе попытки покушения на премьер-министра там был взорван заминированный автомобиль. "Аль-Каида" восстанавливает позиции в северных и западных провинциях Ирака, хотя иногда несет урон, например, в ходе ликвидации базы "Туюр аль-Джанна", где с 2006 года готовили в качестве террористов-смертников детей.
Террористическая война, которую боевики Рабочей партии Курдистана ведут против Турции, а леваки из "Пежак" — против Ирана, вызывает ответные действия турецкой армии и иранского Корпуса стражей исламской революции, действующего на территории иракского Курдистана.
Учитывая сепаратизм провинций, особенно Курдистана и Басры, иракское правительство склонно сотрудничать с Турцией и Ираном в подготовке армии. Как следствие, их возможности воздействия на Ирак растут, позволяя говорить о разделе сфер влияния там между Анкарой и Тегераном.
Борясь с альянсом Ирана и шиитского правительства в Багдаде, Саудовская Аравия помогает суннитским группировкам Ирака. Официальный Багдад в свою очередь не поддержал меры против Сирии, принятые Лигой арабских государств.
Впрочем, того Ирака, который еще недавно был одной из ведущих стран арабского мира, больше нет. Есть территория с формальными признаками государства. Есть около миллиона погибших. Есть около 5 млн беженцев. Такова цена призраков "стабильности и демократии.