Что означает Арабская Весна для Курдистана и можно ли говорить, что, почти год спустя, она достигла Курдистана? Такой вопрос задала курдским лидерам сотрудница газеты "Рудав" Рейна Сайки, магистр ближневосточных исследований Гарвардского университета.
"Наша "Весна" случилась в 1991 году," сказала депутат от ДПК Авин Омар. "Мы поздравляем другие страны и народы с их вновь обретенной свободой, но наша Весна уже прошла. Мы восстали против жестокого диктатора, и нам это удалось."
Она добавила: "Арабскся Весна должна была произойти в арабском регионе, так что время диктатур истекло. Культура восстаний и свободы не существовала там ранее. Теперь она распространилась по всему арабскому миру".
На вопрос о подъеме исламистов по всему Ближнему Востоку, Омар покачала головой, говоря: "У нас в Курдистане есть политическая система, свободно избранная народом, и свободно действуют политические партии. У нас есть активная оппозиция, которая выступает свободно, и наличие оппозиции делает правительство более полным и систему более активной".
На тот же вопрос Мавлуд Бава Мурад, член Политбюро Исламского Союза Курдистана (ИСК), ответил, что, "естественно, мы более счастливы, потому что арабская весна позволила исламистским группировкам получить влияние благодаря победам на выборах, которые произошли после Восстания".
Тем не менее, Мурад сказал, что более важным влиянием арабской весны является то, что "исламский экстремизм слабеет день ото дня, потому что сейчас есть понимание, что насилие - неправильный путь и должно быть больше гражданских методов. Так что волна терроризма в этих странах снижается, в то время как волна исламской цивилизации набирает обороты."
Он добавил, что "недавние беспорядки и поджоги магазинов и предприятий не имеют ничего общего с арабской весной. Эти события были более продуктом взрыва гнева среди людей, но они не были акцией, направленной против режима. Они не были связаны с арабской весной, ни политически, ни социально."
Значит ли это, что Курдистан стоит над схваткой, которая захлестывает Ближний Восток?
"Арабские Весна уже сделал многое, чтобы изменить политический дискурс на Ближнем Востоке относительно того, чтобы то, что считать приемлемым в политической жизни", сказал д-р Найджел Гривз, профессор политической философии и политической теории в университете Курдистан-Хавлер. "Курды в Ираке уже имеют гораздо больше политических прав, чем во многих из их арабских соседей. Нельзя усмотреть ощутимой связи между событиями в Курдистане и на Ближнем Востоке в целом, но вся атмосфера, связанная с тем, как проходит политическая жизнь, меняется по всему региону."
Доктор Гривз отметил, недавний рост движения Горран (Перемен). "Партия и стоящее за ней движение извлекли выгоду из довольно неопределенного, но тем не менее часто сильно ощущаемого чувства неудовлетворенности действующей политической договоренностью в Курдистане, и выступила против коррупция и кумовства в управлении государством."
С точки зрения будущего Горана, доктор Гривз отметил, что "партия Горран смогла примкнуть к народному недовольству. Это позволяет предположить, что недовольство само по себе очень реально и вряд ли угаснет. Поэтому, даже если партия Горран исчезнет, едва ли то же самое произойдет с чувством, которое партия до сих пор эксплуатировала".