Немецкий журнал "Шпигель" публикует интервью с Махмутом Сакаром, бежавшим в Германию от ареста адвокатом Абдуллы Оджалана:
"ШПИГЕЛЬ": Турецкая судебная власть арестовала 36 адвокатов, которые представляют лидера РПК Абдуллу Оджалана. В чем их обвиняют?
Сакар: Их называют членами террористической организации. Нет никаких объективных доказательств в поддержку обвинения. В настоящее время Оджалану отказано в услугах адвоката, и он не может принимать посетителей. Таким образом, на протяжении почти шести месяцев он был полностью изолирован от внешнего мира. Он удерживается в тюрьме на острове Имрали в Мраморном море, которую мы рассматриваем, как Гуантанамо в Европе.
"ШПИГЕЛЬ": Анкара видит в Оджалане врага народа № 1.
Сакар: Но это не остановило правительство премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана от проведения секретных переговоров с ним на протяжении двух лет, и параллельно - с другими членами РПК. Все знают, что Оджалан является ключом к любой попытке разрешить курдский конфликт.
"ШПИГЕЛЬ": Почему переговоры прервались?
Сакар: правительство призвало людей сложить оружие, и РПК стала добиваться большей демократии и автономии для курдов. Это было уже слишком много для Эрдогана. После своего переизбрания в июне, он видимо почувствовал себя достаточно сильным, чтобы уйти от переговоров и начать новые военные операции против РПК.
"ШПИГЕЛЬ": С другой стороны, РПК также не отказывалась от войны. В июле они организовали засаду в Сильване, в которой погибло 13 турецких солдат.
Сакар: Это не была засада, бойцы РПК были окружены турецкой армией и должны были защищать себя. Если вы видите, как в турецком общественном мнении активизируются националистические рефлексы, вы можете легко прийти к выводу, что турецкая армия намеренно обострила ситуацию.
"ШПИГЕЛЬ": Направляется ли Турция к новой волне насилия?
Сакар: Ситуация очень напряженная. В конце декабря, 35 гражданских лиц были убиты в ходе воздушного нападения турецкой армии. В то же время около 5,000 курдских политиков и активистов находятся за решеткой. Люди возмущены и разгневаны. С каждым днем шансы на разрешение этого конфликта убывают.