В Карайоллари, курдском квартале в Стамбуле, местные жители кипят. 30 декабря турецкий военный самолет пролетел над Улудере, недалеко от иракской границы, обрушив дождь бомб на тех, кого сочли колонной боевиков Рабочей партии Курдистана (РПК), курдской сепаратистской группировки. Они оказались гражданскими контрабандистами дизельного топлива. Тридцать пять человек погибли в результате нападения. Карайоллари расположен за тысячу миль от Улудере, но воздействие трагедии на местных курдов ощутима. С начала года, протесты проходят там почти ежедневно. С подъемом межэтнической напряженности и столкновений по всей стране, все больше доказательств того, что города Турции, где проживают миллионы курдов, могут стать еще одним новым фронтом в конфликте.
"Если правительство не сможет установить контроль над ситуацией, есть риск этнической напряженности на социальном уровне", говорит Нихат Али Озджан, отставной армейский офицер. В Стамбуле - турецком городе с самым большим курдским населением - как считают от 2 до 4 миллионов из общего населения в 12 миллионов - риск конфликта проявляется более остро, чем где-либо.
Мустафа, как и многие жители Карайоллари, родом из Сиирта, города на юго-востоке. Он прибыл в Стамбул около 20 лет назад, как он говорит, в ряду целого поколения курдов, перемещенных в результате тактики выжженной земли турецких военных. Мы встречаемся в местной чайной среди мужчин в свитерах и кожаных куртках, перебирающих исламские четки и выдувающих огромные облака дыма из контрабандных сигарет. В качестве звукового фона ревет Рож-ТВ, которое считается рупором РПК, запрещено в Турции и вещающая через спутник из Дании. Разговаривают редко, а когда говорят - почти исключительно на курдском языке. (Еще пару десятилетий назад, говорить в общественном месте на этом языке считалось преступлением.) Выбор программы, как и блаженное пренебрежение мужчинами действующего в Турции два года запрета на курение, красноречивы. Карайоллари, находящийся в часе езды на автобусе от центра города, представляет собой что-то вроде замкнутого мира. "Полицейские не смеют появляться здесь", говорит Мустафа, "иначе как для ареста активистов или расправы с протестами".
В последние несколько месяцев, десятки жителей Карайоллари были задержаны в рейдах против Союза сообществ Курдистана (КСК), который считается властями городским крылом РПК. Это не остановило других жителей от организации протестов. Благодаря таким станциям как Рож-ТВ, безостановочно передающим сообщения из курдских районов Турции, по словам Мустафы: "люди здесь более осведомлены о курдской проблеме. Всякий раз, когда мы чувствуем, что наши люди подавляются, мы реагируем". Молодой человек, сидящий за нашим столом, любезно указывает, что улицы вокруг чайной представляют собой хорошие маршруты отдхода во время сражений с полицией. "Если что-то происходит сегодня на Юго-Востоке", говорит Мустафа, " в Каоайоллари что-то произойдет завтра".
По ту сторону от шоссе, которое отделяет Карайоллари от Гази Махаллеси, этнически смешанного квартала, который считается одним из беднейших и наиболее опасным, признаков напряженности хоть отбавляй. На дороге, ведущей к местному отделению полиции, банкоматы, принадлежащие местному отделению государственного банка "Зираат Банкаси", были разгромлены в ходе акции протеста, которая объединила курдов, радикальных левых и анархистов. Сам полицейский участок - расположенный на вершине холма с видом на окрестности, с огромным турецким флагом наверху - выглядит как крепость. Антиправительственные надписи на стенах повсюду. "Революция или смерть, вот единственное решение для Курдистана", гласит одна, нарисованная с помощью баллончика на стене здания. Мазлум Пойраз, студент, говорит, что муниципальные автобусы забрасывают камнями так часто, что транспортная администрация больше не пускает через этот район современные автобусы с кондиционерами.
В этом районе Стамбула, как и на Юго-Востоке, царят бедность и безработица, которые способствуют подпитке цикла насилия. То же делают городские перемещения. В эти дни Гази гудит слухами, что соседние трущобы, где живут турки и курды, скоро будут снесены, чтобы освободить место для строительства высококлассного жилья. В Карайоллари, это уже факт. В нескольких минутах ходьбы от чайной, сносят большие площади трущоб и выселяют их курдских и цыгканских жителей, чтобы освободить место для "Аврупа Конутлари", охраняемого комплекса, состоящего из более чем 30 высотных зданий.
Для курдов Карайоллари соседние высотки, где проживает в основном турки из среднего класса, стали своего рода символом. "Аврупа Конутлари для нас – это государство", говорит Мустафа. В некоторых случаях, сами здания подвергаются атакам. Когда турецкие солдаты умирают в бою против РПК "многие из проживающих там турок свешивают с балконов национальные флаги ", говорит Серчан (сокращенная версия его имени вытатурирована чернилами на его пальцах). В ответ, по его словам, курдские протестующие в Карайоллари "иногда бросают камни или бутылки с зажигательной смесью в их окна."
"С этим строительством, они в очередной раз выкорчевывают курдов", говорит Мустафа. "Когда государство делает это, когда он создает такие виды подразделений, люди из нашего квартала возмущаются. Так что если вы хотите протестовать и у вас есть в руках камень, вы бросите его в одну из высоток ".
Скоро можно ожидать новых больших беспорядков. Во вторник датский суд должен решить, будет ли закрыто Рож-ТВ, крупнейшая курдская телевизионная станция, как утверждают связанная с РПК.