Федерализм мог бы стать способом решения нынешнего политического тупика в Ираке. Но формирование полуавтономных штатов могло бы также привести к большему конфликту и насилию.
В настоящее время призрак увеличенного федерализма в Ираке преследует автономный иракский Курдистан – и это несмотря на то, что иракский Курдистан – почти самостоятельное государство с собственными вооруженными силами, правительством и законами. По всей логике, Иракский Курдистан должен поддерживать федерализм. Вместо этого политические деятели в иракском Курдистане с тревогой ожидают результатов шагов, сделанных провинциями Салахаддин, Ниневия и Дияла в направлении большей независимости.
Курды долго поддерживали учреждение федеральной системы в Ираке. Но этого недостаточно для их отношения к тому что происходит в Салахеддине, Ниневии и Дияле.
Все три из этих областей имеют общие границы с Иракским Курдистаном и также содержат спорные территории: Таким образом, у них есть земля, которую Курдистан считает принадлежащей ему, но которую Багдад считает принадлежащей Ираку. И усиливаются страхи, что если эти провинции действительно достигнут некоторого уровня независимости, они могут отказаться провести переговоры с Курдистаном о спорных территориях.
В Салахаддине, Дияле и Ниневии проживает пестрая смесь религиозных сект и этносов, включая курдов, но большинство их населения - арабские мусульмане-сунниты.
Первые требования более широкой региональной независимости появились в последние месяцы 2011 года, когда власти Салахеддина заявили, что они создают самоуправляющийся регион. Предложение об автономии, которое поддерживается иракской конституцией, если одна треть членов местного органа власти обратится с просьбой о референдуме - было также поддержано спикером иракского парламента Усамой аль-Нуджаифи.
Он сказал, что требование автономии явилось результатом того факта, что сунниты начали чувствовать себя маргинализованными в Ираке.
Совет Салахеддина также отметил что маргинализация и пренебрежение со стороны центрального правительства в Багдаде в отношении их области заставили их страдать и требовать автономии.
В середине декабря члены совета Диялы также проголосовали за подобные меры и ожидалось, что Ниневия в конечном счете сделает то же самое.
В результате лидеры иракского Курдистана оказались в трудной ситуации. Они поддерживают требования о региональной автономии как конституционное и законное, так как они сами существуют на этом основании. И чем больше есть автономных регионов, тем более оправдано их собственное существование. Но они также боятся, что независимость могла бы далее усложнить уже и так сложную ситуацию в отношении спорных областей.
Принимая делегацию Салахаддина в ноябре прошлого года, президент Ирака Джалал Талабани сказал, что целиком поддерживал требования о автономии регионов, но что это не может включать никакие спорные территории.
Ведущий курдский политический деятель и вице-спикер иракского парламента Ариф Тайфур, также сказал о своей поддержке требований Салахаддина. Ирак -цивилизованная страна, и провинции в нем имеют право на формирование регионов, сказал Тайфур на встрече с Талабани и делегацией Салахаддина. Это законное право, гарантированное Конституцией."
Другой курдский политический деятель Латиф Мустафа, который имеет докторскую степень по конституционному праву, описал предложения по автономии как позитивные. Но он также выразил беспокойство о том, что произойдет со спорными территориями.
"Если люди этих областей решат сформировать независимый регион, то территории в этих областьях не могут быть присоединены к Курдистану, объяснил Мустафа. Особенно, если референдум приведет к региональному праву на сам определение.
Те курдские законодатели, которые обеспокоены автономией регионов, предполагают, что статья 140 иракской конституции должна быть применена перед любым предоставлением автономии.
Курдский член совета Салахаддина Рашид Хуршид сказал "Никаш" что в случае, как со спорным городом Туз Хурмату в провинции Салахаддин, этот город должен быть присоединен до формирования Салахаддинского региона, потому что иначе было бы трудным присоединить его впоследствии.
По словам Латифа, нынешняя ситуация в с центральным правительством и одним курдским регионом не слишком отличается от ситуации времен саддамовского режима. Поскольку принцип федерализма, с юридической точки зрения, требует присутствие центрального правительства и нескольких местных правительства, а центр должен действовать как зонтик.