Statoil продает "ЛУКойлу" свою долю в одном из крупнейших мировых месторождений нефти — иракской "Курне-2".
"ЛУКойл" выкупит долю своего партнера Statoil в одном из крупнейших мировых месторождений нефти — иракской "Западной Курне-2". Норвежская Statoil опасается политических и экономических рисков, связанных с нефтедобычей в Ираке, а вот для "ЛУКойла" этот проект является принципиальным, объясняют эксперты. Российская компания претендовала на месторождение еще в конце 90-х.
"ЛУКойл" может приобрести долю норвежской Statoil в месторождении «Западная Курна-2» в Ираке. Об этом сообщает France Presse со ссылкой на источник в иракском министерстве нефти. По данным агентства, власти Ирака уже одобрили эту сделку, но ее детали пока неизвестны.
В норвежской компании новость не комментируют. "На данный момент мы являемся партнером компании "ЛУКойл" по этому проекту. Мы не будем комментировать рыночные слухи о продаже нашего пакета", — сказал "Газете.Ru" представитель компании Statoil. В "ЛУКойле" от комментариев также отказались, но источник в отрасли подтвердил "Газете.Ru", что российская компания намерена выкупить долю партнера в иракском месторождении.
"Западная Курна-2" — одно из крупнейших в мире нефтяных месторождений, его извлекаемые запасы оцениваются примерно в 1,75 млрд тонн нефти. Первый контракт по «Западной Курне-2» был заключен "ЛУКойлом" еще с правительством Саддама Хусейна в 1997 году. Но из-за последовавших затем санкций ООН "ЛУКойл" так и не смог приступить к работе, и в 2002 году контракт был расторгнут. Новые власти Ирака начали проводить тендеры только летом 2009 года — тогда "ЛУКойл" претендовал на месторождение "Западная Курна-1", но выиграть не смог. Но тендер на "Западную Курну-2" "ЛУКойл" в альянсе со Statoil выиграл. Российская компания получила 85% в проекте, норвежцы — 15%. Но в данном случае речь идет о так называемом сервисно-операционном проекте: всю нефть, добытую партнерами на "Западной Курне-2", получит Ирак. По условиям соглашения иракская госкомпания получила 25% в проекте, так что сейчас доля "ЛУКойла" составляет 56,25%, Statoil — 18,75%.
Суть соглашения в том, что за свою работу компании получают от иракских властей вознаграждение — $1,15 за каждый добытый баррель, но только после выхода на максимальный уровень добычи.
Месторождение предполагается осваивать в четыре фазы, в ходе последней будет достигнут пик добычи — 1,8 млн баррелей в сутки, или около 90 млн тонн нефти в год. Планируется, что этот уровень будет достигнут через семь лет.
"Таким образом, годовой доход "ЛУКойла", исходя из его доли, на пике добычи будет составлять около $390 млн в год, Statoil — около $130 млн, — оценивает аналитик Номос-банка Денис Борисов. — Однако стоимость доли норвежцев при продаже "ЛУКойлу" будет значительно ниже этой суммы, так как речь идет о сервисном проекте, который связан с рисками (в основном из-за неопределенности по срокам выхода добычи на максимальный уровень), а кроме того, требует крупных капиталовложений».
Общие инвестиции в "Западную Курну-2" оцениваются в $30 млрд. "ЛУКойл" летом прошлого года заявлял о своих планах в течение ближайших двух лет инвестировать в проект $3,5 млрд.
Помимо экономических рисков существуют и политические. "К ним западные компании традиционно относятся гораздо более серьезно, чем российские, — отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. — В Ираке сохраняется нестабильность, присутствует постоянная угроза терактов, но главное, что в Ираке после ухода американцев все более сильное влияние приобретает Иран".
Противостояние Ирана с США и Евросоюзом вылилось в эмбарго на иранскую нефть, которое Запад планировал ввести с 1 июля. Но Иран не стал дожидаться лета и ограничил свой экспорт с 1 февраля.
«Все западные компании из Ирана ушли, — напоминает Танкаев. — Теперь начинают уходить и из Ирака».
Для "ЛУКойла" же разработка "Западной Курны-2" — вопрос принципиальный, отмечает эксперт: "ЛУКойл" очень долго к этому шел, для него это месторождение традиционно является интересным. Там много привлекательных моментов, например, низкая себестоимость добычи".