Прокурдская Партия Мира и Демократии (БДП) в воскресенье провела в Стамбуле встречу, названную “Турецкая проблема, возможные решения и роль Оджалана”. В своей вступительной речи лидер БДП Селахеттин Демирташ сказал: мы должны обеспечить вклад лидера РПК Абдуллы Оджалана в мир. У Демирташа нет предварительных условий. Все же очевидно, что в качестве своей главной стратегии, БДП вновь выдвигает Оджалана вперед.
Я был на этой встрече. Четыре года назад я услышал непосредственно от курдского политического деятеля, что Оджалан должен быть принят как сторона в переговорах. Когда я слушал Айсель Туглук, Ахмета Тюрка и Сирри Сакика, я смотрел, какое решение они предложили по курдской проблеме и как они объясняли свой аргумент, что решение не возможно, без проведения переговоров с Оджаланом. При этом, слушая речи на воскресной встрече, мне казалось, что я перенесся назад во времени. Почему они повторяют все то же самое четыре года спустя?
На протяжении этих четырех лет Оджалан был принят как собеседник, и с ним поддерживались переговоры. Это было одной из деталей, которая не была упомянута на встрече. Государство вело переговоры с Оджаланом, который в настоящее время отбывает пожизненный срок на острове Имрали в Мраморном море. Кроме того, если судить по аудиозаписям переговоров, ведшихся между Национальной Разведывательной Организацией (МИТ) и РПК в Осло, государство также обеспечило связь между РПК и Оджаланом. В результате этих переговоров государство и Оджалан достигли соглашения с тремя пунктами, о котором Оджалан объявил во время его встречи с его адвокатами 8 июля прошлого года.
Однако, 14 июля, РПК организовала нападение в Сильване, эффективно разрушив это соглашение между государством и Оджаланом. Этим нападением РПК продемонстрировало, что не принимает это соглашение. Короче говоря именно РПК подорвало переговоры между Оджаланом и государством. Как мы узнали из вышеупомянутой встречи между Оджаланом и его адвокатами, Оджалан был очень рассержен нападением. Он даже обвинял Союз Курдских Сообществ (KCK) в шантаже его. Он резко раскритиковал руководителей РПК и даже использовал оскорбления и сквернословие, говоря о них.
Учитывая это разногласие и конфронтацию между Оджаланом и РПК, почему же БДП вновь ставит Оджалана в центр программы решения? Этот вопрос может быть объяснен из природы курдского политического движения и внутреннего соревнования в его пределах. Это соревнование между вооруженным крылом и гражданским политическим крылом. Вооруженное крыло не хочет бросать свое оружие, в котором оно видит нечто, что делает его тем, что оно есть. Гражданское политическое крыло, с другой стороны, полагает, что курдская проблема больше не может быть улажена с использованием оружия и хочет, чтобы оружие заставили молчать. Для гражданского решения БДП указало на Оджалана. Она пытается убедить вооруженное крыло, используя престиж Оджалана среди курдов.
Проблема в значительной степени состоит в психологической травме. Необходимо создать атмосферу взаимного доверия. Нападение РПК в Сильване сделало решение невозможным и создало разочарованием у правительства. Правительство не рассматривает РПК как надежного собеседника. Недостаток веры в РПК - главная причина для продолжения и расширения полицейских операций против KCK. Может ли этот недостаток взаимного доверия быть преодолен -, зависит в значительной степени от шагов, которые сделает лагерь РПК/БДП. В чем должен состоять этот шаг, было ясно и просто сформулировано Ченгизом Чандаром на воскресной встрече: объявление РПК безоговорочного перемирия и на неопределенное время. Это - действительно единственный шаг, который может распутать провалившийся процесс.
Есть разведывательные сводки, что РПК будет наращивать насилие после 15 февраля. Это - главная причина, почему правительство усилило операции. Это - самый эффективный метод, которым РПК может вынудить правительство остановить операции и согласиться вести переговоры. Я предполагаю, что у этого нет никакой другой альтернативы, поскольку ход событий на Ближнем Востоке поворачивается против РПК. Только с перемирием может быть дан шанс на роль Оджалана.