Курдское сепаратистское движение не смогло разделить Турцию или создать независимое курдское государство, но ему удалось создать серьезную проблему для Турции, расколов государство на две части.
Секретная служба и судебная власть обнажили мечи и вступили в бой, который бесспорно указывает, что государство разделено по курдской проблеме. Кто победит в этой войне? По крайней мере мы можем сказать, что победитель одержит пиррову победу.
Есть сообщения, что Рабочая партия Курдистана возобновила свои атаки после паузы, взятой в тяжелых зимних условиях. Джамиль Байик, лидер РПК, угрожает начать террористические атаки на столичные города. Сила и непостоянство государственной линии являются результатом ограниченного времени, оставленного на принятие ясных решений.
Различные стороны, противостоящие друг другу по курдской проблеме, следует понимать как фракции, вовлеченные в борьбу за власть. Власть вооруженных сил в политике начала ослабевать, но получившийся вакуум не слишком велик и ни демократически избранное правительство, ни законодательный орган не могут заполнить его. Достигнув большей автономии после последних конституционных реформ, судебная власть пытается заполнить эту пустоту, создавая сильный политический фронт. Сложная природа курдской проблемы и далее кристаллизует поляризацию между секретной службой и судебной властью. Властные группы в пределах государства, вновь все более поляризуются в результате курдской проблемы. Это, в свою очередь, создает новое равновесие сил в пределах государства.
Фактически, есть множество вовлеченных фракций, но конфронтация объединила их в две главных группы. Первая группа полагает, что курдская проблема не может быть решена до того, как будет найдено решение проблемы терроризма. Если государство проведет эффективную борьбу против терроризма РПК, оставаясь в рамках закона, и если господство организации над курдами сможет быть устранено, то курдская проблема станет управляемой проблемой. С этой целью государство должно выполнить свои обязанности и разрушить РПК и ее филиалы, такие как Союз Курдских Сообществ (KCK). Это представление автоматически выдвигает на первый план политику, ориентируемую на безопасность. Вторая группа предпочитает политическое решение, которое включает учет психологии организации (РПК – ред.) и жителей региона, пытаясь убедить РПК сложить оружие и, с этой целью, ведя переговоры с РПК и жителями Юго-востока. Первое представление в целом принято судебной властью, в то время как второе подразумевается правительством, включая в особенности Национальную Организацию Разведки (МИТ). Эта поляризация была довольно очевидна для тех, кто близко контролирует события относительно курдской проблемы. Однако, никто не ожидал такой резкой конфронтации.
Если мы посмотрим на вопрос исключительно с точки зрения курдской проблемы, какое представление правильно? Или - какое представление способно урегулировать курдскую проблему? Лично я думаю, что мы нуждаемся в обоих. Верховенство закона должно функционировать, но в то же самое время, психологией этой проблемы нужно управлять с большой гибкостью. Должна быть золотая середина.
В то же время, важна линия между РПК и прокурдской Партией Мира и Демократии (БДП). Члены БДП поднимают свои голоса против руководства РПК в горах Кандиль, чтобы попытаться уладить проблему через переговоры. Они предлагают заключенного лидера РПК Абдуллу Оджалана, который был ранее ограничен Кандилем, как человека, с которым государство может вести переговоры. Это видно из того, что Айсель Туглук, рупор крыла БДП, выступающего в пользу переговоров, быстро сделала заявление и оказала поддержку заместителю министра МИТ Хакану Фидану и команде МИТ.
Вызов заместителя министра МИТ для дачи показания в качестве "подозреваемого" находится в противоречии с принципом правительства, поддерживающего партийную линию. Кроме того, никакая армия в этом сражении не победит, подмяв под себя все. Как этот ряд затронет курдскую проблему? Поляризация в пределах государства необходимо вызовет дебаты в лагере РПК/БДП.
Напоминаем нашим читателям, что мы пытаемся дать разные точки зрения на курдскую проблему, чтобы Вы имели полное представление о нынешней ситуации - ред.