После многомесячных споров, власти Ирака наконец объявили о наказании, которое понесет Exxon Mobil за то, что пошла против пожеланий Багдада и начала разведку в Курдистане.
В краткосрочной перспективе по меньшей мере не похоже, что это наказание заставит крупнейшую нефтегазовую компанию США просить смягчить наказание. Более того, некоторые аналитики полагают, что для Exxon Mobil сейчас будет разумнее держаться в стороне и активизироваться позже, когда условия станут более привлекательными.
Как отметил пресс-секретарь иракского правительства в интервью Wall Street Journal, компании Exxon Mobil будет отказано в праве вести разведку нефти в неразведанных районах Ирака. Предложения на разведку в этих районах будут выдвинуты позднее в течение этого года.
Такова плата за соглашение о разведке, которое Exxon Mobil заключила с правительством Курдистана, полуавтономного региона Ирака. Багдад уже давно настаивает на том, правительство Курдистана не имеет права заключать подобные сделки и сторонится компаний, вовлеченных в подобные соглашения.
На первый взгляд, лишение возможности получить право на разведку – упущение хорошего шанса. По подсчетам Управления по информации Министерства энергетики США, неразведанные земли Ирака могут скрывать от 45 до 100 млрд баррелей нефти. Кроме того, любая обнаруженная здесь нефть будет дешевой и ее будет легко извлечь по сравнению с другими районам, где ведет разведку Exxon Mobil, например, в глубоководных водах Мексиканского залива или в русской Арктике.
Возможности добычи в Ираке "не сравнимы почти ни с какими другими в мире", отмечает аналитик KBC Energy Economics Сэмюэль Сизук. "Если бы речь шла только о геологии, то все было бы элементарно", - добавляет он.
Но политическая и финансовая ситуация в стране куда как менее привлекательна, чем ее геология.
Процесс выдвижения предложений на покупку прав на разведку, намеченный на май, уже дважды откладывался: правительство Ирака и нефтегазовые компании борются за достижение взаимоприемлемых условий контракта.
В контракт, предложенный Ираком, "необходимо внести ряд кардинальных изменений для того, чтобы он стал привлекательным" для зарубежных нефтегазовых компаний, добавляет Сизук.
Багдад отказался предлагать типичные для индустрии контракты на добычу, согласно которым нефтегазовой компании принадлежит часть нефти в недрах, и она может получать прибыль от ее продажи. Ирак настаивает на сервисных контрактах, согласно которым компаниям выплачивается фиксированная плата в зависимости от количества добытой нефти.
Это сработало в случае повторной добычи на уже существующих нефтяных месторождениях Ирака – хотя и принесло очень небольшую выгоду взявшимся за это компаниям – но подобные условия не кажутся привлекательными для компаний, планирующих сделать ставку на разведку нефти.
"Вы не знаете, что найдете, - отмечает Сизук. – Прибавьте неопределенность, суровые условия контракта… и задержки, количество которых все возрастает по причине медленного принятия решений государством".
Несмотря на прогнозы обнаружения крупных запасов нефти, большинство компаний настроено отнюдь не оптимистично.
В Курдистане у Exxon Mobil, возможно, потенциал ресурсов меньше, но условия контракта привлекательнее, политическая обстановка стабильнее, окружение безопаснее, а бюрократии меньше.
Насколько выгодным станет этот компромисс - это покажет время.