В интервью с АК-Ньюс Абдул Баки Юссеф, член политического комитета сирийско-курдской партии "Екити", говорит, что решение сирийской проблемы требует объединения сил оппозиции. По его словам, исключение курдов при разработке новой конституции не в интересах Сирии.
Вопр.: Как Вы видите политические измерения сирийского кризиса?
А.Б.Юссеф: Сирийская проблема очень сложна, и потребуется много времени, чтобы она была решена. У его сложности есть три измерения. (Во-первых) - геополитическое местоположение и соседство с Израилем.
Второе измерение началось, когда партия "Баас" захватила власть, наладив отношения с разнообразными региональными и международными террористическими организациями, и это было заявкой в адрес мировых держав, чтобы приобрести дополнительные гарантии, способные увеличить ее роль и гарантировать ее несменяемость. В эпоху президента Хафеза аль-Ассада и затем его преемника Башара эти отношения усилились.
Третье измерение - национальная, религиозная и сектантская комбинация в Сирии, особенно то, что сирийская оппозиция до сих пор не определила будущего сирийского государства, которое могло бы гарантировать безопасность для всех сирийских компонентов и также учесть интересы региональных и международных держав. Именно поэтому тут может быть поле боя международных и региональных держав, подобно тому, что произошло в Ливане в семидесятых.
Вопр.: Может ли курдское Национальное собрание и сирийский Национальный совет решить вопрос без внешнего вмешательства?
А.Б.Юссеф: Я сказал, что сирийская проблема стала более сложной, когда она превратилась в арену конфликта между международными и региональными державами, и это уже вне контроля сирийского правительства и сирийской улицы. Причина в неспособности дамасского режима осуществить необходимые изменения и его отвержение любого урегулирования.
Нет сомнения, что соглашение курдской Национальной ассамблеи и сирийского Национального совета по национальной хартии объединит большую часть оппозиции и таким образом создаст необходимый внутренний фактор и облегчит ликвидацию режима.
Вопр.: Что Вы сделаете, если курды не смогут участвовать с сирийским Национальным советом в новой конституции?
А.Б.Юссеф: Прежде всего произойдет главное изменение. Больше нет будет только одной правящей партии или одного президента, таким образом сирийский Национальный совет не будет руководить страной в одиночку, и исключение курдов при разработке новой конституции не в интересах Сирии.
Новая конституция, как предполагается, будет отражать интересы и права всех сирийских компонентов и будет рассматривать будущее сирийское государство как устойчивое и демократическое государство, которое гарантирует свободу и права всем своим компонентам, все национальные и религиозные партии должны участвовать - иначе Сирия окажется в неустойчивости, которая может привести к разделению страны.
Вопр.: Сирийский кризис начался приблизительно год назад, и ситуация ухудшилась при отсутствии жизнеспособного решения. Что вы думаете об этом?
А.Б.Юссеф: Сирийский режим пытается всеми силами удержаться у власти, и использует крайние формы насилия, чтобы подавить и ликвидировать революцию. В свою очередь уличные протесты в Сирии усиливаются, и при том что арабское и международное вмешательство с целью положить конец существующей системе откладывается, сирийская революция пытается вооружаться. И уже есть раскол в сирийских вооруженных силах, который может увеличиться в будущем. Поэтому страна вошла в период гражданской войны в районах напряженности, таких в частности как районы сосуществования между суннитами и алавитами.
Вопр.: Некоторые курдские партии, такие как РПК, не участвовали в курдском Национальном Конгрессе, который был проведен в Эрбиле. Почему?
А.Б.Юссеф: РПК более непопулярна среди курдов в западном Курдистане, и ее популярность сильно упала из-за поддержки с тех пор как лидер Абдулла Оджалан был (передан) турецкому правительству. Партия (также) поддержала Аданское соглашение о безопасности, согласно которому многие (сторонники РПК) были переданы турецкому правительству.
Проект конституции, который будет скоро представлен на референдум, полностью игнорирует курдское присутствие в Сирии, и мы не должны забывать, что у этой страны есть соглашения о безопасности с Турцией, Ираком и Ираном, с тем чтобы бороться с курдским национализмом в регионе.
Несмотря на отказ РПК участвовать в курдском Национальном Конгрессе, который состоялся в Камышлы (северо-восточная Сирия) 26 октября прошлого года и который привел к формированию курдского Национального собрания, ее пригласили на конференцию курдского сообщества, которая собралась в Эрбиле. Но она не приняла участия в ней. Нет сомнения, что у конференции были некоторые отрицательные моменты, но в целом она была успешна. Эта конференция, которая способствовала сближению представлений внутри курдского сообщества, была проведена впервые, и это было сильным сигналом мировой общественности и помогло в более широком информировании мира о курдской проблеме в Сирии.
Вопр.: Есть ли турецкое политическое или военное вмешательство в пользу курдов Сирии, или это в реальности - угроза им?
А.Б.Юссеф: Граница Турции с Сирией простирается на большие расстояния, и они достигают приблизительно 800 км. Отсутствие политического решения закончить кризис создает предпосылки для международного вмешательства, у которого будут отрицательные последствия для людей и будущего Сирии. Лучший способ противостоять этому в разрезе курдской проблемы состоит в курдском единстве и избежании всего, что может привести к вспышке разногласий и курдско-курдской борьбе.