Коррупция в Курдистане является "фатальной", а иракские курды должны продолжать свою борьбу за "основные цели" сохранения своих прав и свобод, заявил Джаляль Талабани, Генеральный секретарь Патриотического союза Курдистана (ПСК).
Президент Ирака Талабани затронул несколько вопросов, касающихся его партии и Курдистана, в интервью издающейся в Сулеймании газете "Хавлати", опубликованном на прошлой неделе. Призывая свою партию к изменениям, Талабани говорил о крыльях, которые до сих пор отделились от ПСК. Он призвал руководителей курдских партий не оставаться на руководящих должностях далее определенного времени.
Президент Талабани считает, что его пребывание во главе партии с основания ПСК в июне 1975 года было "необходимостью", потому что ПСК был создан как союз трех партий, и "они соглашались только на меня в качестве Генерального секретаря".
Курдские социалисты были первыми, кто откололся от ПСК, затем ушла партия Ала Шорш. Последнее разделение произошло в 2007 году, когда Нушивар Мустафа, основатель одного из крыльев ПСК – Комалай Ранджаран - и другие лидеры покинули ПСК, чтобы основать движение Горран (Перемен), которые в настоящее время выступает в качестве крупнейшей оппозиционной партии в Парламенте Курдистана. Впрочем, три партии-учредительницы ПСК не оставили его.
Талабани отверг ходячую фразу "ПСК - это Талабани, Талабани - это ПСК". Он сказал: "Если бы они не могли жить без меня, то [партия] не заслуживала бы существования, и чем скорее она ушла, тем было бы лучше".
"Я поддерживаю издание установления, по которому председатель должен был бы уходить в отставку после двух сроков. Я думаю, что сам я должен быть Генеральным секретарем только [один] раунд", заявил Талабани, отметив, что он предложит это на четвертом съезде своей партии.
ПСК может остаться влиятельной партии, если она проведет внутренние изменения и станет более соответствующей нынешним условиям, объяснил Талабани, который пожелал ПСК "действительно стать социал-демократической" партией. "ПСК должен вернуться к истокам", заявил он, попросив, чтобы его партия углубила отношения с людьми в качестве одного из необходимых изменений.
Талабани говорил о проекте реформ, который он предложил ПСК, которая предшестовала "великому расколу" с Движением Горран.
"Мы приняли решение о реформах в ПСК и сформировали комитеты по ним. Ребята, которые отделились, были в основном из этих комитетов. Вместо того, чтобы бороться за изменения, они решили разделиться", говорит Талабани, допуская, что это событие повлияло на Третий съезд ПСК в июне 2010 г. Тем не менее, Съезд внес свои коррективы, из избранных 45 членов руководства, 23 были новые лидеры, сказал Талабани.
В качестве Генерального секретаря, он признался, что он не полностью выполняет свои обязанности по принятию решений, потому что "ребята оставляют мне для решения некоторые вопросы", сказал Талабани. Он добавил, что он "недостаточно боролся с коррупцией, и не только в руководстве, но внутри всей ПСК".
Талабани описал коррупцию как результат стремительных экономических и социальных изменений в Курдистане. "Коррупция является смертельной болезнью Курдистана, я думаю, что [демократия и свобода] еще не были достигнуты. Я думаю, что главные цели курдов до сих пор не достигнуты", говорит Талабани, объясняя, что коррупция является серьезной внутренние проблемой, но есть еще внешние враги, с которыми курды должны быть гораздо более осторожными. Приоритеты, заявил президент, должны состоять в интересах защиты с трудом завоеванных прав, которых добились курды, и достижении прав, в которых курдам до сих пор было отказано.
Талабани подчеркнул, что поддерживает хорошие отношения с другими курдскими партиями. В отношениях между ПСК и Горран, по его словам имеют много общего и не отличаются подходами по основным вопросам. Вполне возможно, что обе партии могут работать вместе для общих целей, таких как проведение реформ, и это может быть на основе соглашений или союзов, говорит, Талабани. Но он отвергает идею о том, что ПСК и Горран сольются в ближайшее время.
Талабани также высоко оценил соглашение о стратегическом союзе между ПСК и ДПК, несмотря на то, что некоторые лидеры в его партии недовольны компромиссом. "Это стратегическое соглашение [работало] на благо курдов, так что без него, Курдистан не был бы там, где он сейчас", заявил Талабани. "Если отношения между ПСК и ДПК пойдут не так, все в Курдистане пойдет не так".