В будущем, на карте Ближнего Востока может появиться новое независимое государство и крупный нефтяной игрок в одном лице. Обещание главы Иракского Курдистана Масуда Барзани, провозгласить независимость в день праздника Науруза (курдского Нового года, 21 марта), хотя и не буквально, по мнению многих, но, в сочетании с событиями в Сирии, дает сигнал, что процесс возможного создания курдского государства вступает в решающую стадию. На этом фоне происходит серия захватывающих событий, связанных с иракской нефтью.
По данным BP на начало 2011 года, доказанные запасы нефти в Ираке составляет 115 миллиардов баррелей, а это означает, что страна занимает третье место на Ближнем Востоке после Саудовской Аравии и Ирана. Почти 40 процентов иракской нефти, или около 45 млрд. баррелей, находятся в иракском Курдистане.
"Курдистан должен добиться воссоединения мирным путем", заявил Барзани 15 марта в Эрбиле, выступая на молодежной конференции.
Иракскому Курдистану для достижения этой цели нужны две вещи - политическая стабильность и большие инвестиции. Первая была достигнута, второй мешает законодательная неопределенность, а именно, отсутствие закона о нефти и газе, который будет регулировать разделение власти между Багдадом и автономией, распределение доходов и другие условия, связанные с добычей, производством и экспортом нефти. Требуется внести ясность в инвестиционную политику, прежде всего для иностранных нефтяных компаний, которые хотят гарантировать безопасность своих инвестиций.
Закон, обсуждаемый на протяжении последних семи лет, имеет две версии, и каждая сторона сохраняет свои позиции. Багдад настаивает на заключении контрактов на обслуживание, а региональное правительство готово заключать договоры на производство, Багдад хочет права предварительно одобрять их, а курдское руководство не хочет зависеть от подписи федерального правительства. Есть и другие разногласия.
Ситуация начала меняться после того, как нефтяной супергигант ExxonMobil и курдское правительство в октябре прошлого года подписали соглашение на разработку шести нефтяных блоков. Это значительно повысило привлекательность дальнейших сделок с региональным правительством для небольших компаний. Другой нефтяной гигант - Total также объявил о намерении начать операции на территории иракского Курдистана. Многие эксперты отметили, что более выгодные условия контрактов являются козырем регионального правительства Иракского Курдистана в привлечении крупных нефтяных компаний к разработке нефтяных месторождений в этом регионе Ирака.
Иракское правительство считает, что заключение сделок между иностранными компаниями и правительством автономии незаконно. В прошлом году оно сделало отказ ExxonMobil от контракта с курдским правительством условием ее участия в майском тендере по продаже лицензий на разработку нефтяных месторождений на юге Ирака, и эксплуатации нефтяного месторождения Западная Курна. Американцы пока не дали четкого ответа иракскому правительству, но мне кажется, что будет уже невозможно остановить заключения дальнейших сделок с курдами - западным компаниям более выгодно работать на курдских условиях, чем на условиях Багдада.
В последнее время ситуация стала еще хуже. Пресс-секретарь министерства нефти Ирака Асим Джихад отметил, что курдская администрация на севере Ирака сократила экспорт нефти с 175.000 баррелей до 65000 баррелей в день. Региональное правительство объясняет сокращение поставок отсутствием средств для добычи нефти, Джихад сказал в интервью Trend: "Тем не менее, эта причина не является объективной, так как производство на нефтяных месторождениях в курдской администрации полностью оплачивает Министерство финансов Ирака".
Правительство автономии заявило в ответ, что Курдистан экспортирует от 90 -100 000 баррелей нефти в день с начала этого года. . "Если заявление министерства нефти соответствует действительности, это значит, что от 25 до 35 тыс. баррелей в сутки, исчезают в процессе перемещения на рынок Курдистан считает, что эта разница в количестве должна быть немедленно расследована на предмет, не обогащается ли кто-то через это, " говорится в заявлении курдской администрации. Кроме того, курдское руководство обвиняет федеральное правительство прекращеним выплаты компаниям, занимающимся экспортом в мае 2011 года, так что его долг Курдистану за прошлый год составил более 1 миллиарда долларов.