Арест курдских политических деятелей в Сирии во время недавней встречи так называемых "Друзей Сирии" в Стамбуле, и последующее ограничения свободы передвижения проживающих в Турции активистов, усилили недоверие сирийских курдов к руководству страны.
1 апреля в связи с попыткой принять участие в конференции "Друзей Сирии", проходящей в Стамбуле, турецкими властями был арестован Йылмаз Саид, представитель Курдского молодежного движения в Сирии. Он объяснил, что пришел на встречу, чтобы передать обращение и выяснить, почему его организация не получила приглашения на данное мероприятие. Он также утверждает, что содержался под стражей в течение практически всей конференции в ожидании прибытия арабского переводчика, отвечая на вопросы, связанные с идентификацией личности.
Следуя инструкциям организаторов конференции, г-н Саид в итоге был отпущен и смог принять участие во встрече. Тем не менее, он был лишен возможности стать полноценным её участником. "Когда я вошел, [министр иностранных дел Турции] Ахмет Давутоглу уже участвовал в пресс-конференции, на которой я не смог задать ни одного вопроса. Я хотел передать письмо г-же Хиллари Клинтон, но был заблокирован силами безопасности Турции".
Г-н Саид, являвшийся членом Сирийского национального совета (СНС)до своего ухода в начале этого года, отмечает, что ряд его бывших коллег выразили сожаление по поводу его задержания, некоторые даже отказывались входить без него. Однако он не получил официальных извинений от СНС или турецких властей.
Являясь страной, где был образован Сирийский национальный совет – международно-признанная оппозиционная организация - Турция сыграла важную роль в сирийской революции. Сирийские курды уже давно обеспокоены данной связью, заявив, что Турция, как соседняя страна, имеющая собственную нерешенную курдскую проблему, объективно не может выступать в качестве создателя такого движения. Защитник прав курдов и исследователь проблем мира в университете Брэдфорда Азад Девани не уверен в правильности действий Турции, которые "противоречат желаемой в Сирии плюралистической демократии и лишают страну долгосрочной стабильности в будущем".
Совсем недавно, после участия в конференции "Демократического фронта" в Каире 17 апреля, г-н Саид с удивлением узнал об отказе в возвращении в Турцию, где он постоянно проживал последние десять месяцев. Он пояснил, что являясь признанным членом сирийской оппозиции, он всегда мог въезжать и выезжать из Турции, когда хотел, добавив: "Я покинул Турцию всего пять дней назад без каких-либо проблем". Никаких объяснений запрета на въезд в Турцию не было представлено, но г-н Саид считает, что данное решение имеет политическую подоплеку, так как он является решительным защитником прав курдов.
Г-н Саид связался с коллегами из Сирийского национального совета и Высшего совета по руководству сирийской революцией, которые начали переговоры с турецкими властями, пытаясь решить проблему. Однако, пробыв более суток в аэропорту Стамбула, г-н Саид был вынужден заказать билет на обратный рейс в Каир, где он проживает сейчас у друзей.
Арест такого активиста сирийской революции во время стамбульской конференции, а также его задержание на пограничном пункте после встречи в Каире безусловно добавит вопросы о роли Турции в деятельности сирийской оппозиции. "Демократические государства", - говорит Девани, - "не должны позволять соседним странам манипулировать сирийским кризисом". Его заявление указывает на возможное влияние турецкого государства на СНС, который оказался не в состоянии признать национальные права курдов. В результате Курдский национальный совет, в который входит молодежное движение г-н Саида, вышел из состава СНС в прошлом месяце. 17 апреля лидер СНС Бурхан Галиоун сообщил новостному агентству "Rudaw", что "нет такой вещи, как сирийский Курдистан".
Г-н Саид, не раз обращавшийся к турецким властям, чтобы решить проблему с въездом в страну и вернуться в Стамбул в ближайшем будущем, предупредил, что СНС может быть хуже, чем партия Баас.
На основе статьи Taghee Moas, опубликованной на сайте Rudaw.
Перевод Эльмара Гамса