Экономические последствия увеличения насилия в Сирии ощущаются в таких местах, как Иракский Курдистан. Сирия – давний канал для переправки товаров, поступающих в полу-автономный регион, и автодилеры Сулеймании уже почувствовали этот эффект.
Рынок автомобилей в северном городе Сулеймания, как правило, процветает. Но в последнее время ситуация изменилась: много людей смотрят автомобили, но никто не покупает.
И, по словам дилеров этого района, это происходит в основном из-за беспорядков в соседней Сирии. "Продажа и покупка автомобилей не выгодна на данный момент," говорит местный дилер Атта Рашид, подтверждая разочарование своих коллег. "Рост цен делает бизнес трудным для нас, мы уже не можем продать столько автомобилей, сколько мы привыкли".
Раньше работа была прибыльной. В 2003 г. после американского вторжения в Ирак, автомобильный рынок в иракском Курдистане начал подъем. Автомобили поступали в иракский Курдистан довольно сложным путем – из государств Персидского залива, через Сирию в Турцию, и далее - в Иракский Курдистан для продажи на местном рынке.
Это позволяло избежать более опасных районов Ирака, в основном суннитской провинции Дияла, как и таких городов, как Мосул, где экстремистские группировки продолжают вызывать беспорядки и насилие. Однако, с началом восстания в Сирии и репрессий сирийских военных против протестующих, поступление автомобилей замедлилось.
"Водители, которые привозили машины из Сирии, больше не хотят туда ехать из-за небезопасных дорог", рассказывает другой автомобильный дилер Ассо Карим. "А те, кто соглашается, просят больше в два раза, и хотят получить деньги заранее".
Ранее водители получали около 800 долларов США за поездку. "Теперь они просят США $ 1800", жалуется Карим. Водители также говорят об опасности похищения неизвестными вооруженными группами в Сирии. "Во многих случаях, они забирают машины, и просят за них выкуп", объясняет Карим.
Влияние всех вышеперечисленных факторов привело к увеличению цен на автомобили на более, чем 1000 долларов США за машину.
Но не все дилеры автомобилей в иракском Курдистане придерживаются этой версии событий. Менеджер по продажам, Ассо Адхам, который работает в компании "Niva" - местном уполномоченном дилере "Форда", говорит, что сирийский вопрос всего лишь оправдание. "Не только события в Сирии стали причиной увеличения цен на автомобили", говорит Адхам. "Автомобильные дилеры пользуются этими событиями для того, чтобы повысить цены и получить больше прибыли, заявляя, что дорога стала опасной".
Рашид это отрицает. Несмотря ни на что, он также знает, что его покупатели не захотят приобрести новый автомобиль прямо сейчас. Потому что, если ситуация в Сирии ухудшится, то цены останутся высокими. Но если дела пойдут лучше, то цены упадут. "Таким образом, они страхуют свои ставки", говорит Рашид.