23 мая в Багдаде должны пройти переговоры с Ираном по его ядерной программе по формуле 5+1, т.е. пять постоянных членов Совета Безопасности ООН плюс Германия. Все, кроме погоды готово: в Ираке идет песчаная буря, которая может помешать своевременному прибытию по сути делегации группы 5+1. Их ждут в столице Ирака 23 мая утром. Иранский переговорщик Саид Джалили прибыл еще в понедельник.
От Ирана требуют полной прозрачности ядерной программы, включая возможность инспекций районов на юго-востоке Ирана, в последние годы закрытых для МАГАТЭ, несмотря на его требования. Иран обещает сотрудничество, правда, выдвигает требования взаимных уступок, а именно: ослабления режима санкций, который становится с каждым днем все жестче. Это вселяет надежду в директора МАГАТЭ Юкия Амано, который только что завершил визит в Тегеран, где попытался закрепить позитивные изменения в позиции Ирана. Но со стороны стран группы 5+1 скорых уступок не будет, от Ирана потребуется вначале подписание необходимых договоренностей, а затем их исполнение. Это немалый срок, в течение которого Иран реально ощутит последствия экономических санкций.
В конечном итоге, Иран, сам неоднократно заявлявший о том, что не собирается создавать ядерное оружие (понимая непропорциональность своего и американского ядерных потенциалов), будет вынужден пойти на сотрудничество, поскольку угроза внешнего силового вмешательства в противном случае будет становиться все более и более реальной. Тем не менее, Иран объявил, что способен сам производить ядерное топливо для атомных электростанций, что требует уже новых по уровню форм взаимодействия с Ираном в его мирной ядерной программе, которую Запад не отрицает.
Игра уже далеко зашла в "красное", поэтому потребуются реальные усилия, чтобы предотвратить дальнейшее сползание к военному конфликту. Ситуация пока может развиваться любым образом, а должностные лица, в том числе в Израиле, заявляют, что пока рассматриваются все варианты действий.
США и их союзники сделали все, направив флот к берегам Ирана, чтобы показать, что они не допустят появления ядерного оружия у Тегерана. Это относится как к Обаме, жесткость которого будет возрастать до ноября, так и к его республиканским конкурентам, которые в случае победы повысят градус жесткости по этому вопросу. В этих условиях даже фиксация начала взаимопонимания, точки, от которой ситуация может пойти к постепенному урегулированию, будет рассматриваться как значительный успех встречи, от которой долгое время уже ничего не ждали.
Несомненным бенефициарием встречи, если она пройдет без эксцессов, будет официальный Багдад, который стремится доказать миру, что страна прошла свои худшие времена, как саддамовские, так и сложные поствоенные годы, и способна принимать высокопоставленных гостей. Несомненно от встречи выиграет имидж и самого Нури эль-Малики, которые прилагает усилия к успешному (в плане безопасности) проведению встречи.