С продолжением насилия в Сирии многие сирийские курды обращаются к региональному правительству Курдистана (КРГ) в поисках мира и безопасности.
"Похоже, что судьба курдского народа, исходя из опыта многих людей, это страдания", говорит Шерзад Шейкхани, иракский курдский журналист, который посетил один из лагерей сирийских курдских беженцев в иракском Курдистане.
"Они по-прежнему страдают под властью репрессивных режимов. Курды либо подавлены и преследуются у себя на родине, или являются перемещенными лицами и сосланы," говорит Шейкхани.
Он сравнивает ситуацию курдских беженцев в Сирии с судьбой иракских курдов в иранских лагерях беженцев в 1991 году, где они спасались от произвола республиканских сил баасистского режима после восстания курдов против Багдада.
"Сегодняшний день подобен вчерашнему... Тысячи сирийских курдов бежали от убийственной машины сил Асада, от угнетения и жестокости, от которых бежали иракские курды во время правления Саддама Хусейна в Ираке".
В недавней статье, опубликованной в "Asharq Alawsat", арабской международной газете в Лондоне, рассказана история сирийских курдских беженцев в лагере "Домез" провинции Дахук.
Джихан Юсиф – курдянка, прибывшая в лагерь вместе с мужем и тремя детьми два месяца назад. Юсеф рассказывает, как их трижды задерживали сирийские силы безопасности.
"Меня доставляли в различные участки сирийских сил безопасности, в том числе – в политическое ведомство военной безопасности, где находится одна из самых страшных и известных тюрем в Сирии. Я сталкивалась со всеми видами жестоких пыток во время задержания", говорит Юсеф.
Юсиф и ее семья бежали в Курдистан после восстания сирийских курдов против режима Асада в 2004 году. В различных сирийских тюрьмах они подвергались допросам и пыткам несколько месяцев.
Сирийские курды в значительной степени остаются в стороне от революции, которая началась в марте 2011 года. Юсеф говорит, что курдам, которые присоединяются к анти-Асадовским протестам, приходится бежать из-за опасений за свою жизнь.
"Что привело меня и мою семью в Курдистан в Ираке? Это возможность защитить наших детей, тем более, что я уже имею опыт задержаний и пыток в тюрьмах Асада," говорит она.
Юсеф утверждает, что жизнь в лагере беженцев не может сравниться с тем, через что люди вынуждены проходить в Сирии каждый день.
"Ситуация здесь, несмотря на некоторые трудности, гораздо лучше, чем ужасные обстоятельства, с которыми мы столкнулись в Сирии, и даже не сравнить свободу и безопасность, которыми мы пользуемся здесь в Курдистане", говорит она. "Мы ждем падения диктатора Сирии, чтобы вернуться домой".
Асима Хасан бежала из курдского города Камышлы с мужем и сыном. Она говорит, что в лагере "Домез" в Дахуке нет повседневного страха перед полицией и арестами.
"По крайней мере, мы здесь в безопасности, не боясь быть арестованными, подвергнуться пыткам, быть убитыми или изнасилованными," говорит она.
Хасан и другие в лагере глубоко обеспокоены судьбой родственников, оставленных в Сирии.
Среди курдов, которые нашли убежище в Курдистане, есть дезертиры сирийской армии. Ахмад Джасим бежал из сирийских военных сил, и пересек границу с иракским Курдистаном.
"Главной задачей военных является защита людей и родины, но сирийский режим хочет, чтобы мы убивали мирных жителей, и любой солдат, который отказывается стрелять в мирных антиправительственных демонстрантов, безусловно, будет расстрелян," говорит Джасим.
Курдистан – самое безопасное место назначения для бегства с семьей, сказал Джасим Шарк "Alawsat".
Джасим говорит, что он не смог присоединиться к свободной сирийской армии (FSA) после бегства, потому что FSA базируется в арабских районах, которые ему не знакомы.
Лейтенант службы безопасности в "Домезе" Шерван Абдулкарим, говорит, что власти лагеря пытаются разместить курдских беженцев и обеспечить образование для их детей.
"Мы пытаемся предоставить им все предметы первой необходимости, в которых они нуждаются," говорит он. "Кроме того, мы рассматриваем возможность открытия частных школ для детей, которые не имеют возможность продолжить свое обучение в Сирии в связи с крайне тяжелым положением своих семей, и мы ждем решения от Министерства Образования по этому вопросу".
Абдулкарим добавляет, что курдские чиновники пытаются найти возможности трудоустройства для мужчин-беженцев.
Фото AFP.