Президент Турции Абдулла Гюль в воскресенье выразил "глубокую боль" по поводу гибели 34 человек во время "неудачного" удара с воздуха в декабре прошлого года близ села Робоски в курдском юго-восточном регионе Турции.
"Мы были расстроены, как будто это случилось с нашим близким родственником", сказал Гюль, выступая от имени военной и гражданской администрации.
Комментарии Гюля являются последними в серии примирительных заявлений высокопоставленных членов правящей Партии справедливости и развития (ПСР), которая подверглась резкой критике за "бесчеловечный" подход к убийствам.
Министр внутренних дел Турции Идрис Наим Шахин на прошлой неделе призвал к наложению "дополнительных" запретов на вооруженные группы Рабочей партии Курдистана (РПК) и заявил, что правительство может не приносить свои извинения за их смерть. И в то время как жены высокопоставленных чиновников ПСР посетили Робоски в марте и встретились с родственниками погибших, ни президент Гюль, ни премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган при этом не присутствовали.
Когда президента спросили, действительно ли правительство планирует опубликовать официальные извинения семьям погибших, Гюль в очередной раз обошел вопрос: "То, что я хочу сказать, это нечто большее, чем извинения. Что такое извинение? Извинение может быть сделано, но я выражаю глубокую боль, чтобы люди могли лучше понять, как мы себя чувствуем."
"Возьмите деньги и заткнитесь"
Дискуссия по поводу того, должно ли правительство извиниться, бушует со времени инцидента с бомбардировкой. Несмотря на то, что семьи каждого погибшего получили более $ 65,000 в качестве компенсации, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) находится под давлением со всех сторон, принуждающим ее извиниться за бомбардировку людей, ошибочно принятых за членов незаконной вооруженной группы РПК.
Без официальных извинений компенсация выглядит как призыв "взять деньги и заткнутся", говорит Мустафа Акйол, политический обозреватель турецкой гпзеты "Hurriyet Daily News" и звезда турецкой прессы.
Проблема, по словам Акйола, заключается в том, что ПСР включает в себя турецких националистов. И некоторые из этих членов "воспринимают извинение как слабость и боятся выглядеть слабыми перед лицом террористов".
Правительство признало ошибочность бомбардировок, но ПСР наверняка потеряет голоса в преимущественно курдском регионе юго-востока, где усилится поддержка про-курдской Партии мира и демократии, и РПК.
С другой стороны, жесткая позиция ПСР по отношению к РПК, по прогнозу Акйола, будет способствовать консолидации турецких националистов вокруг партии. И, согласно такому политическому расчету, по его словам, "националистических голосов будет больше, чем голосов курдов."
"Предайте виновных суду"
Гюль также встал на защиту военных командиров, отрицая, что они занимались прикрытием обстоятельств бомбардировок: "Наши военные чиновники передали все документы, записи и информацию в судебные органы", сказал он. "Они будут делиться чем угодно, если это необходимо."
Премьер-министр Эрдоган поначалу обещал привлечь командование к ответственности за "оперативные ошибки". Но за пять месяцев никто не был наказан или даже обвинен в связи с убийствами.
Важно провести полное расследование, говорит Мустафа Акйол, "предать виновных суду и занять более гуманный тон в отношении потерь, или на репутации ПСР появится большое пятно".