Рейхан Байдемир, жена мэра Диярбакыра, говорит, что курдские женщины в Турции меньше сталкиваются с насилием по сравнению с женщинами-турчанками в других частях страны.
Байдемир была одной из участниц второй национальной конференции курдских женщин, состоявшейся в Эрбиле в конце мая.
Правозащитник и адвокат, она хорошо известна своей пропагандой за права детей. Байдемир окончила университет Диджле в Диярбакыре в 1990 году, а позже присоединилась к организации за права человека, где она встретилась с Османом Байдемиром.
Байдемир считает, что конференция была важна в частности тем, что женщины из разных частей Курдистана узнали друг друга.
"После раздела нашей страны, важно лучше узнать друг друга еще раз", сказала она “Рудав”. "Курдские женщины не должны больше страдать от домашнего насилия и убийств в защиту чести. Курдские женщины на конференции не только обсуждали проблемы, они искали решения".
Что касается участников и их способности отстаивать свои позиции, Байдемир говорит: "Конференция была богата в этом отношении. Некоторые из участников были пешмарга до самого последнего времени, а сейчас работают в политике. Некоторые из них были боевиками, некоторые из них были депутатами в Турции в течение двух сроков".
Байдемир считает, что курдские женщины в Турции предприняли позитивные шаги в направлении повышения уровня информированности и участия в политической и гражданской деятельности. Но они до сих пор не освободились от старых традиций, и их по-прежнему убивают во имя "чести".
Тем не менее, Байдемир с оптимизмом смотрит на будущее курдских женщин, когда сравнивает их с турецкими. Она говорит: "Согласно официальной статистике, насилие в отношении женщин практикуется меньше в курдских районах по сравнению с турецкими областями”.
Причиной, по ее мнению, является то, что курдские женщины более осведомлены о своих правах.
Байдемир говорит, что курдские дети часто должны столкнуться с те же проблемами, что и их матери. "Дети живут в разрушенных деревнях, в условиях крайней нищеты. Они отправляются на работу в очень юном возрасте", говорит она.
В непрерывной политической борьбе между курдским населением и турецким государством, дети попадают в середину.
"Курдские дети страдают от политической практики зверств, творимых против курдов", говорит Байдемир. “Их привлекают к ответственности за бросание камнями, скандирование лозунгов, участие в несанкционированных демонстрациях. Их отправляют в тюрьму, и мы все знаем, что происходит с ними в тюрьмах".
Байдемир в настоящее время работает по делам нескольких заключенных детей, и говорит, что число курдских детей в турецких тюрьмах растет ежедневно.
"В этом году празднование Науруза было запрещено. Дети не подчинились запрету, и, следовательно, количество детей в тюрьмах резко возросло", говорит она. "Я думаю, что в тюрьмах находятся около 700 детей".
Турецкие СМИ часто сообщают, что Байдемир критикует мужа и не достаточно времени тратит на семью.
"Если на вас лежит большая ответственность, то вы не можете стать обычным человеком у себя дома", говорит она. "Его (мужа) дети видят мало. Это повышает ответственность матери. Но я горжусь тем, что я супруга Байдемира. Люди довольны им. Он посвятил себя служению нашей нации”.
Ее муж, Осман Байдемир, столкнулась с беспрецедентным числом жалоб и судебных исков от турецкой прокуратуры. Многие иски были поданы против него за выступления на курдском языке. Тем не менее, это принесло ему любовь многих курдов.
"Мы не только супруги, мы друзья", говорит Байдемир. "Моя критика в его адрес состоит в том, что являясь политиком, он должен быть спокойным и избегать гневных речей".