В интервью, данном агентству "Rudaw", губернатор иранской провинции Западный Азербайджан Вахид Джалалзада рассказал, что лидеры Курдистана не создают иранским компаниям достаточно возможностей для ведения бизнеса. На прошлой неделе на деловой выставке иранских компаний в Эрбиле он заявил, что его страна заслуживает большего внимания из-за близости культур, языков и географического положения Ирана и Курдистана. Джалалзада нанес визит губернатору Эрбиля Навзаду Хади, в ходе которого обсуждались возможные пути решения таможенных и иных правовых проблем, препятствующих более активной торговле между Ираном и Курдистаном.
Rudaw: Это уже седьмая по счету выставка иранских компаний в Эрбиле. Почему в этот раз приехало меньше участников?
Вахид Джалалзада: Это правда. Но по сравнению с прошлогодней выставкой замечен 15 -процентный рост числа компаний-участниц.
Rudaw: Иранские компании менее активны в Курдистане, чем их коллеги из Турции. Почему?
Вахид Джалалзада: Мы всегда говорим нашим друзьям в Курдистане, что Иранская Исламская Республика помогала курдам Ирака в трудные времена. Мы не в восторге от чиновников Регионального правительства, потому что иранскому бизнесу должно быть предоставлено больше возможностей, учитывая близость наших языков и истории. Так почему же у нас меньше возможностей, когда, например, речь идет об импорте технологического оборудования, инженерных и строительных контрактах?
Иранские компании активно участвуют в конкурсах в экономическом секторе. Мы могли бы играть серьезную роль в регионе, если бы наши друзья из Регионального правительства Курдистана вели себя с нами также как и с другими странами. Отчасти проблемы связаны с таможней на границе между Ираном и Курдистаном. Два года назад я посетил таможенный пункт «Ибрагим Халил» на границе Курдистана с Турцией и был поражен, когда мне сообщили о пропускной способности этого пункта: около 2400 грузовиков в день. Это больше, чем общая пропускная способность трех пограничных пунктов на Ирано-Курдистанской границе.
Rudaw: Присутствие иранских компаний в провинции Сулеймания значительнее чем в Эрбиле. Чем вы можете это объяснить?
Вахид Джалалзада: Мне нечего сказать по этому поводу. Я губернатор Западного Азербайджана и знаю только то, что происходит в моей провинции. Я не могу сказать, что я доволен текущими экономическими отношениями между Западным Азербайджаном и Эрбилем. Чиновники с обеих сторон прилагают все усилия по развитию отношений. Мы, например, продолжаем проводить ежегодную выставку в Эрбиле и, если курдские чиновники будут лояльны к нам, наша доля в экономики Курдистана будет возрастать.
Rudaw: Получает ли Иран какую-либо выгоду от соседства с Курдистаном в условиях новых международных экономических санкций?
Вахид Джалалзада: Экономические санкции уже не новость для Ирана. Благодаря ним мы развиваем внутренний рынок и производство, тем самым, удовлетворяя большую часть наших потребностей своими силами. Мы неоднократно заявляли, что экономические санкции обречены на провал. Воздействовать санкциями на такую страну как Иран, граничащую с 16 странами, смешно.
Rudaw: Пересечение границы на контрольно-пропускном пункте в Хаджи Омран со стороны Курдистана на частных автомобилях запрещено. Почему?
Вахид Джалалзада: Проблема кроется в самом Курдистане. Мы неоднократно указывали на эти неудобства нашим курдским коллегам. К сожалению, Региональное правительство Курдистана до сих пор не ратифицировало ряд международных договоров. Серьезная проблема, например, - отсутствие международных номерных знаков на транспортных средствах. Автомобиль с номерным знаком Курдистана должен быть застрахован. Но в Курдистане нет страховых компаний. Мы заявили, что международные соглашения должны быть ратифицированы и транспортные средства застрахованы. Тогда при пересечении Иранской границы не возникнет никаких проблем у автомобилей из Курдистана.
Rudaw: В какой стадии находится создание нового таможенного пункта между Сардаштом и Пишдаром?
Вахид Джалалзада: В соответствии с международным таможенным законодательством, таможенные пункты на границе между двумя странами должны быть на определенном расстоянии друг от друга. Расстояние между пунктом Хаджи Омран и предлагаемым таможенным пунктом в Кели не соответствует этому критерию.
Rudaw: Через какой таможенный пункт проходит сырая нефть из Курдистана в Иран?
Вахид Джалалзада: В соответствии с существующим договором между Ираном и Курдистаном, нефть транспортируется на грузовиках на территорию Ирана, а далее - по железной дороге или в автоцистернах на иранские нефтеперерабатывающие заводы или в другие страны. Транзит нефти через Иран теперь свободен и ничем не ограничен, за исключением Туркменистана, который пропускает только пять нефтяных автомобильных цистерн в день.
Иранский губернатор: У наших компаний нет достаточно возможностей для развития в Курдистане
2410 | 0 |