Позиция России по Сирии не обязательно выигрышная, но нравственная. А потому – единственно правильная в данной ситуации. Об этом заявил один из самых авторитетных в мире арабистов академик Евгений Примаков.
Евгений Примаков в разные годы руководил правительством России, был главой МИД. Об этом он сам вспомнил в интервью "Российской газете", подчеркнув, что если бы был на этих постах сегодня, то поддержал бы именно линию России по Сирии.
Ему очень импонирует, что Москва не ставит во главу угла задачу любыми путями извлечь выгоду из конфликта - у России нравственный подход. В его основе – забота о жизни и безопасности миллионов людей, забота о будущей стабильности огромного и важного региона. И это единственно возможный подход в данной ситуации.
По словам Евгения Примакова, он не уверен, удастся ли России добиться справедливости. Он обратил внимание на два фактора, реально препятствующих этому.
Один – это полномасштабная гражданская война в Сирии. Причем в ней участвуют внешние силы, подчеркнул Евгений Примаков: Саудовская Аравия и Катар финансируют всякого рода наемников и добровольцев из других стран. Турция оказывает им активную поддержку. Президент США Барак Обама дал прямую команду ЦРУ поддержать сирийскую оппозицию. А это грубое вмешательство во внутренние дела суверенной Сирии, заявил Евгений Примаков. Сирия никоим образом не угрожает ни США, ни кому-то еще.
Другой фактор - у Москвы портятся отношения с рядом арабских стран. Значительная часть государств-членов Лиги арабских государств поддерживает сирийскую оппозицию. Они не хотят победы Башара Асада в конфликте, считая, что это создаст условия для образования шиитского пояса – Ирак, Иран, Сирия, Ливан. Арабские страны боятся этого, в их действиях, несомненно, присутствует суннитский акцент.
Если вооруженной оппозиции удастся сбросить Асада, то в Дамаске захотят утвердить суннитский режим. А это автоматически вовлечет за собой гонения против алавитов, христиан, активистов правящей партии "Баас" – всех, кто не разделяет религиозных убеждений оппозиционеров. Масштабы будущих репрессий в Сирии после свержения Башара Асада позволит представить ремарка Вениамина Попова – директор Центра партнерства цивилизаций Института международных исследований МГИМО:
"Не менее половины населения Сирии поддерживает правительство. Примерно треть населения – это различные меньшинства. Алавиты – 12 процентов, христиане различных направлений – 12 процентов, Есть курды, друзы. Еще 30 процентов сторонников режима – другие слои населения".