Сирийские войска начали масштабное наступление, чтобы выбить отряды оппозиции из захваченных ими районов. Вчера поступали сообщения о боях в окрестностях Дамаска, в Алеппо и северной провинции Идлиб. Однако президент Башар Асад признал, что не ждет легкой победы, а соседи Сирии тем временем готовятся принимать новые толпы беженцев. Ситуация усугубляется призывами к военному вмешательству и сообщениями о появлении в зоне конфликта иностранного спецназа, ищущего химоружие.
Накануне контрнаступления президент Асад в интервью одному из сирийских телеканалов заявил, что ситуация на местах стала улучшаться, но потребуется время, чтобы добиться победы. Наблюдатели расценили эти слова главы государства как признание, что гражданская война будет затяжной.
В феврале-марте сирийские войска уже пытались нанести решающее поражение силам оппозиции. Крупные операции были, в частности, проведены в Хомсе и Хаме. Однако успех оказался временным. Противники режима получили подкрепления, перегруппировали свои силы и через несколько месяцев атаковали Дамаск и Алеппо, а также фактически взяли под контроль провинцию Идлиб.
Эксперты отмечают, что, как только оппозиция начинает проигрывать войну, ее зарубежные спонсоры просто вбрасывают больше денег, предоставляют более мощное оружие, присылают новых бойцов, и все начинается заново.
На фоне все более ожесточенных боевых действий резко обострилась проблема беженцев, ищущих спасения от войны в соседних с Сирией странах, особенно в Турции, где укрылись 80 тыс. человек. Анкара предупреждает, что могут возникнуть серьезные проблемы, если число беженцев превысит 100 тыс. На возросшую гуманитарную нагрузку жалуется и Иордания. Это дало повод для появления новых инициатив с призывами к внешнему вмешательству в кризис.
Так, Анкара предложила создать вдоль сирийско-турецкой границы буферную зону под контролем ООН, где могли бы укрыться беженцы и свободно действовать гуманитарные организации. Париж пошел еще дальше и призвал установить по образцу Ливии бесполетную зону, которая могла бы стать плацдармом для оппозиции и базой для альтернативного правительства страны. Однако эта инициатива не встретила поддержки даже со стороны союзников – США и других стран ЕС, а глава МИД РФ Сергей Лавров дал понять, что вообще не поедет в Нью-Йорк на министерское заседание Совбеза ООН, на котором французы хотели вынести план на голосование.
Скоординированным действиям западных стран мешает не только противодействие со стороны Москвы и Пекина, но и отсутствие единства в стане сирийской оппозиции, которую можно было бы выдвинуть в качестве альтернативы режиму Асада. Попытки консолидировать ее вокруг Сирийского национального совета (СНС), похоже, не увенчались успехом. СНС, правда, сумел разработать план демократической трансформации Сирии и изъявил готовность сформировать правительство в изгнании, но его шансы на признание пока не ясны.
Между тем западные СМИ пишут о том, что в Сирии уже находятся подразделения британского, французского и американского спецназа, которые выясняют местонахождение запасов химического оружия. Как пишет Daily Star со ссылкой на военные круги Соединенного Королевства, эти силы готовятся захватить сирийские запасы оружия массового уничтожения, если режим попытается применить или передислоцировать его.
Такой шаг можно расценивать как фактическое признание того, что в западных столицах ждут дальнейшей эскалации сирийского кризиса и дестабилизации в стране, не надеясь на успех дипломатов.