Алдар Халил, член курдского Верховного Совета, был известным и активным политиком с начала сирийской революции. Халил, который присоединился к Рабочей партии Курдистана (РПК) в 1990 году, является одним из основателей Партии Демократического союза (PYD). Он также руководит Движением за демократические сообщества (TEVDEM), и сыграл важную роль в решении вопросов между Курдским Национальным советом (KNC) и Национальной ассамблей, связанной с PYD.
Халил дал интервью “Rudaw”, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с сирийским Курдистаном.
“Rudaw”: Что происходит в сирийском Курдистане?
Алдар Халил: В настоящее время, некоторые региональные державы, наряду с некоторыми курдскими группировками пытаются удалить курдскую идентичность революции. Они считают, что изменение нынешнего режима на другой - это все, что нужно. Они не заботятся о будущем курдов после революции. Сегодня существуют разногласия между двумя группами в сирийском Курдистане, в том числе между группой, которая считает, что курдские права должны быть обеспечены после революции и той, для которой это не имеет значения.
“Rudaw”: Кто эти две группы?
Алдар Халил: Одна группа борется, чтобы убедиться, что курды имеют сильные позиции в новой Сирии, а другая просто ведет борьбу за власть. Последняя группа считает, что в новой Сирии должна доминировать одна группа. Они не за права курдов в Сирии.
Существует также еще один конфликт между сирийскими курдами и турецким правительством, но он более скрыт. Турецкое правительство будет делать все возможное, чтобы убедиться, что курды в Сирии не создадут свою собственную автономию, похожую на ту, что существует в иракском Курдистане… Турки обеспокоены тем, что революция в Сирии приведет к подобной ситуации для курдов в Сирии.
Турецкое правительство начало вмешиваться в деятельность Свободной сирийской армии (FSA), Сирийского национального совета (SNC) и сирийской оппозиции в надежде на то, что этого не случится. Они делают все возможное, чтобы курды вышли из игры. Однако после полутора лет напряженной работы в этом направлении, они потерпели неудачу в своих попытках.
“Rudaw”: Вы уверены, что турецкие попытки потерпели неудачу в Сирии?
Алдар Халил: Пока повестка дня Турции не удалась в Сирии. Тем не менее, они еще не перестали работать в этом направлении. В начале, турки попытались вывести курдов из игры через политическую дипломатию и средства массовой информации, которые начали пропаганду. Но им не удалось достичь своей цели. Теперь они используют иной подход, используют вооруженные группы для борьбы с курдами в Сирии.
Тем не менее, текущие события в Сирийском Курдистане увеличивают озабоченность Турции, потому что курдские районы находятся под контролем курдов. Турция теперь находится в зависимости от вооруженных групп для выполнения своей повестки дня в Сирийском Курдистане, но эти группы не заботятся о том же, и их задачей является свержение режима Асада, а не борьба с курдами.
Курды в настоящее время имеют значительные силы в Сирии. Ни власть, ни оппозиция не хотят бороться с ними. Большинство лидеров оппозиции в Сирии утверждают, что они не хотят вражды с курдами. Турция является единственным игроком, который хочет, чтобы все ополчились на курдов в Сирии. Некоторые обещали Турции занять города Дербасию, Амуде, Дерек и Камышлы, перерезать нефтяные трубы, проходящие через них в Хомс, и перенаправить их в сторону Турции.
“Rudaw”: Вам не кажется, что если бы не было вооруженных сил PYD вдоль сирийско-турецкой границы, эти вещи не произошли бы?
Алдар Халил: На самом деле, если бы не было вооруженных сил PYD, Турция пришла бы и заняла региона. Однако, иметь вооруженные силы само по себе не достаточно, чтобы защитить Сирийский Курдистан. Люди должны быть организованы. В начале революции мы создали общественные организации среди людей. Некоторые говорили нам, что не время для таких вещи, вместо этого надо бороться с режимом. Сегодня курдские общины в Сирийском Курдистане хорошо организованы и подготовлены, чтобы противостоять там турецкой интервенции.
“Rudaw”: Почему PYD не позволяет другим сирийским курдским партиям создавать свои собственные вооруженные силы?
Алдар Халил: На своем последнем заседании в Курдистане, курдские Верховный Совет создал комитет вооруженных сил для управления всеми курдскими вооруженными формированиями в Сирийском Курдистане. С нашей стороны мы назначили некоторых людей стать членами комитета, однако, по прошествии трех месяцев никто не был назначен в комитет от другой стороны. Этот комитет решает, кто должен взять в руки оружие. Даже сейчас другая сторона до сих пор не ответила на активизацию комитета.
В прошлом, мы обучили сотни людей обращению с оружием. Нет комитета для организации этих людей и нет никого, чтобы поддержать их. Эти люди пришли к нам и KNC за поддержкой. С другой стороны основатели Союзов Народной защиты (YPG) пришли к членам Верховного Совета и были уполномочены ими в качестве принимающих решения, но другая сторона пока не ответила. Как вы думаете, что эти люди должны делать? Идти домой и спать?
В Сере Кание, когда случилось нападение вооруженных групп, все члены KNC бежали. Только те, кто был связан с PYD, остались и защищали район. После того, как жители стали эвакуироваться, мы предоставили людям защиту окрестностей. Они сказали, что, поскольку мы единственные в этом районе, мы должны защитить его. Я не был тем, кто сказал им эвакуироваться, но они это сделали. Они не должны говорить нам не защищать их дома. Я не могу просто сидеть и ничего не делать.
“Rudaw”: KNC проведет реформы своего совета в ближайшее время. Они говорят, что некоторые политические партии внутри KNC начнут работу в Национальном собрании. Эти партии могут попросить покинуть совет и присоединиться к вам. Правда ли это?
Алдар Халил: Если это так, то есть также некоторые курдские партии в KNC, которые работают на SNC, основанной в Стамбуле. Они также должны позволить этим партиям присоединиться к SNC. Какой совет, когда некоторые из них работают на SNC и Национальное собрание, в то время как остальные работают с режимом, Эрбилем и Сулейманией? Я честно не знаю, что за партии KNC работают с нами, никто не сказал нам об этом.
Я не думаю, что есть кто-то в KNC, кто работает в Национальном собрании, но каждая сторона имеет свою собственную политику. В последнее время некоторые курды создали специальную делегацию, и вылетели в Доху, что стало нарушением решения Верховного Совета. По мнению Верховного Совета, члены делегации должны назначаться советом.
“Rudaw”: Вы считаетесь мозгом РПК внутри PYD. Что вы на это скажете?
Алдар Халил: Я директор Движения за демократические сообщества (TEVDEM) и член курдского Верховного Совета. Я из сирийского Курдистана, и я борюсь за его свободу. Это странный термин, используемый для меня. Я стараюсь работать на единство курдов в Сирии. Эта цель приводила меня в Эрбиль уже много раз.
“Rudaw”: Есть претензии, что вы пытаетесь создать разрыв между политическими партиями KNC. Например, после того, как вы встретились с одной стороной, вдруг возникли разногласия в совете. Правда ли это?
Алдар Халил: Как вы сказали, это просто претензии. Это также доказывает отсутствие доверия между политическими партиями KNC. Сильная политическая партия не изменит свое мнение после одной встречи с нами. Мы будем укреплять наши дипломатические отношения со всеми. Мы встретимся со всеми, независимо от того, являются ли они друзьями или врагами. Мы встретимся с арабами и ассирийцами больше, чем мы встречаемся с курдами. Мы не призываем никакие стороны следовать за нами. У меня нет амбиций заключать альянсы и использовать их против других. Я часто говорил членам KNC, что единство является жизненно важным для нас. Разделение KNC будет также вредить нашему делу. Ни один человек в KNC не может выйти и сказать, что я говорил ему о разъединении KNC. В наших интересах, чтобы KNC был единым.
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, Свободная сирийская армия, РПК, Алдар Халил, PYD, TEVDEM, KNC, курды, Курдистан, Иракский Курдистан, Турция, SNC, Башар Асад, YPG