"ЛУКОЙЛ" купил нефть Курдистана вопреки запрету Ирака на торговлю с полу-независимым регионом, но московская фирма до сих пор избежала гнева Багдада, который надеется, что русские могут начать работы на его крупных месторождениях на юге страны. Об этом пишет агентство "Reuters".
Экспорт нефти независимо от центрального правительства является последним из многих вызывающих шагов курдского регионального правительства, которое также подписало контракты с такими нефтяными компаниями, как "ExxonMobil" из Соединенных Штатов, чтобы развивать свои ресурсы.
Багдад уже давно настаивает, что имеет исключительное право на экспорт нефти. Он считает любой другой бизнес незаконным и равносильным контрабанде.
Тем не менее торговое подразделение "ЛУКОЙЛа" в Женеве "Litasco" стало третьей компанией, купившей курдский конденсат, или очень светлые нефтепродукты, последовав по стопам двух крупнейших в мире торговых домов, "Vitol" и "Trafigura".
Эти сделки ранее в октябре вызвали гневную реакцию со стороны иракского центрального правительства, которое заявило, что имеет право "юридически преследовать всех тех, кто участвует в контрабанде".
Но на этот раз, Багдад, кажется, закрывает глаза.
"После проверки сведений у заинтересованных сторон, мы получили подтверждение того, что "ЛУКОЙЛ" не приобретал никакого сырья у КРГ", сказал чиновник иракской государственной нефтяной маркетинговой компании "SOMO", ссылаясь на курдское региональное правительство. Иракские правительственные чиновники отказались от комментариев.
Отраслевые источники сообщили "Reuters", что "Litasco" зафрахтовал танкер "Cielo di Napoli", чтобы загрузить около 19000 тонн курдского конденсата из порта Джейхан Торос в Турции. Танкер отплыл 21 ноября.
"ЛУКОЙЛ", вторая по величине нефтяная компания России, от комментариев отказался.
Пресс-секретарь "Litasco" не стала комментировать сделку. Она сказала, что компания "последовательно прилагает усилия для выполнения обязательств по отношению к своим партнерам, которые находятся в строгом соответствии со всеми обязательствами всей группы".
Конденсат был куплен через посредника "PowerTrans" на публичных торгах, о чем сообщили трейдеры и промышленные источники, аналогично процедурам, использованным "Vitol" и "Trafigura". "Litasco" выиграла тендер с $ 3,00 скидкой на цену нефти, опередив конкурирующие заявки от "Trafigura" и "Socar", сообщил один из участников.
Ирак существенно зависит от "Vitol" и "Trafigura" в импорте топлива, но намного больше поставлено на карту в случае "ЛУКОЙЛа", так как компания является одним из крупнейших инвесторов в стране.
Багдад заявил, что хотел бы видеть русские и китайские компании, заместив таким образом "Exxon", которая хочет вывести $ 50-млрд из проекта "Западная Курна-1" на юге Ирака, так как он предпочел более доступные условия контракта с Курдистаном.
"Нефтяным компаниям трудно удержаться от соблазна контрактов, предлагаемых курдами, которые представляют собой премию по сравнению с жесткими условиями Багдада", сказал Али Шаллал, иракский аналитик по вопросам нефти и эксперт в правовых вопросах.
"Если "ЛУКОЙЛ" ориентирован на курдскую нефть, то сейчас самое лучшее время. Тем более, что этому благоприятствует Багдад, который хочет заполнить пробел, оставленный "ExxonMobil"", сказал Шаллал, который также специализируется на разработке нефтяных контрактов.
"ЛУКОЙЛ" планирует инвестировать около $ 25 миллиардов в 20-летний контракт на разработку гигантского соседнего месторождения "Западная Курна-2", и говорит, что компании будет трудно посвятить себя другому большому проекту.
В среду представитель компании заявил, что решение будет принято в конце года. Оба проекты "Курна" являются ключевыми для иракских амбиций как минимум удвоить добычу своих огромных резервов и начать производить 6-7 процентов нефти в мире.
Такие планы сейчас находятся под угрозой из-за ухода фирм, таких как "Exxon", и планов французского конкурента "Total" и российского "Газпром Нефть" войти в курдские области.
"Западная Курна-2", которая производит 500.000 баррелей в сутки, к 2014 году ожидает поднятия этого показателя до 1,8 млн. баррелей в сутки.
Курдскому региональному правительству не хватает трубопроводных маршрутов. Оно начало посылать грузовики с конденсатом в Турцию в июле в рамках соглашения, подписанного с Анкарой. В свою очередь, Турция будет экспортировать дизельное топливо и керосин. Торос является одним из двух турецких терминалов, которые предназначен для приема автоцистерн.
Иракские курды и центральное правительство ведут давний спор о нефти, который привел к серьезным задержкам экспорта этим летом, когда Курдистан прекратил свой экспорт из-за спора о его оплате.
Обе стороны не смогли договориться о изменении закона об углеводородах, разработанном в 2007 году.
Иракское правительство опасается, что растущая независимость Курдистана может дестабилизировать обстановку в стране. Премьер-министр Нури аль-Малики написал президенту США Бараку Обаме письмо с просьбой вмешаться и убедить "Exxon" не работать в Курдистане.
Теги: Россия, Лукойл, Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, курды, КРГ, ExxonMobil, Litasco, Vitol, Trafigura, SOMO, нефть, Газпром, Турция, Нури аль-Малики, Барак Обама, Total