В Москве побывала делегация внутренней сирийской оппозиции – то есть оппозиционных партий и движений, базирующих на территории самой Сирии. От имени сирийских курдов говорил сопредседатель сирийской Партии демократического союза, член Высшего курдского совета Сирии Салих Муслим, который дал интервью "Голосу России".
- Г-н Муслим, это не первый ваш визит в Москву в составе делегации внутренней сирийской оппозиции. Но после создания в Дохе "Национальной коалиции оппозиции и революционных сил Сирии" вы сюда приезжаете впервые. Насколько я знаю, здесь, в России, к этому новому объединению относятся неоднозначно – хотя некоторые западные и арабские страны уже признают Коалицию легитимным представителем сирийского народа. А какова ваша позиция по этому поводу?
- В отношении путей решения сирийского кризиса позиция значительной части внутренней сирийской оппозиции, в том числе и курдских партий, во многом совпадает с позицией Москвы. В первую очередь это касается недопустимости внешнего силового вмешательства и необходимости выполнения Женевских договоренностей. Позиция России близка нам и потому, что Москва совершенно справедливо настаивает на признании роли внутренней оппозиции. Судьба Сирии должна решаться самими сирийцами, и решаться она должна в Сирии, а не за границей.
Что касается новой Коалиции сирийской оппозиции, созданной в Дохе, то эта группа не имеет никакого права называться единственным законным представителем сирийского народа. В том числе из-за того, что значительная часть сирийского общества, в том числе и курды, там не представлены. Как и в Национальном совете Сирии, в новой Коалиции преобладает только одна сила - "Братья-мусульмане". Из 60 членов Коалиции 41 представляют "Братья-мусульмане", которые получают мощную поддержку извне. А вот Национальный координационный совет Сирии - то есть внутренняя оппозиция, которая представляет многие политические партии и национальные объединения, - вообще не был приглашен на эту встречу. И Высший курдский совет, созданный в сентябре и представляющий все курдские политические силы Сирии, тоже не был приглашен.
То есть, получается, есть некий готовый сценарий, который сейчас пытаются реализовать руками созданного внешними силами объединения небольшой части сирийских эмигрантов. О какой демократии тут может идти речь? Я не имею в виду, что Национальный координационный совет Сирии представляет всё сирийское общество. Однако в составе Координационного совета представлены практически все компоненты сирийского общества: левые, правые, сунниты, алавиты, курды. А вот, к примеру, в составе созданной в Дохе Коалиции нет вообще ни одного алавита. Несколько курдов туда вошли, но они не представляют ни одну курдскую организацию. Мы считаем, что, игнорируя курдов, Коалиция повторяет ошибки фактически развалившегося Национального совета. Очевидно, что без решения курдского вопроса новая Сирия не сможет быть демократической и стабильной страной.
- Каких конкретных шагов внутренняя оппозиция ждет сейчас от международного сообщества?
- В первую очередь нужно остановить кровопролитие. Ситуация дошла до той точки, когда требуются срочные и конкретные шаги. Как я уже упомянул, в Женеве ведущие мировые державы, заинтересованные в урегулировании сирийского кризиса, достигли определенного компромисса. Было подписано соглашение, определяющее поэтапное решение кризиса. Одним из пунктов было неоказание военной поддержки сторонам конфликта. Но еле успели участники встречи разъехаться из Женевы, как 400 тонн оружия оказалось в руках вооруженной оппозиции.
Мы надеемся, что на встрече в Риме, которая будет проведена в середине декабря, те же страны, наконец, договорятся о выполнении этого соглашения. По этим и другим вопросам мы изложили свое мнение нашим российским собеседникам. Мы говорили также, что следует активизировать миссию спецпосланника ООН и ЛАГ Лахдара Брахими и возобновить миссию наблюдателей.
Мы требуем, чтобы, в частности, международные наблюдатели были сосредоточены на турецко-сирийской границе, чтобы предотвратить незаконный ввоз оружия в Сирию. В переговорах с главой МИД России, с его заместителем и другими представителями властей России мы также просили, чтобы Москва, используя свое влияние на Дамаск, способствовала прекращению применения боевых самолетов со стороны армии в населенных пунктах.
Теги: Россия, Сирия, PYD, Салих Муслим, SNC, курды, Сирийский Курдистан, ООН, ЛАГ, Лахдар Брахими, МИД РФ