Незавершенная проезжая часть, строящаяся, чтобы связать столицу автономного Иракского Курдистана с соседней Турцией, резко обрывается у могилы, возвышающейся на песчаной горе, и украшенной зелеными исламскими лентами.
Строительство дороги было частично приостановлено, пока власти пытаются выяснить, действительно ли она может принадлежать к мусульманским святыням. Власти опасаются, что разрушение захоронения может вызвать гнев исламских партий.
Серван Саид, мэр Ровии, города в около 100 километрах к северо-западу от областного центра, Эрбиля, надеется, что власти разрешат переместить могилу, и что новый участок дороги будет завершен к концу года.
"Никто не знает, кто в могиле", говорит Саид. " Скорее всего, это один из исламских воинов, которые принесли ислам в Курдистан в 7-м веке. "Мы находимся в контакте с Министерством по делам религий. Мы надеемся, что они решать проблему в ближайшее время", добавляет он.
Могила подчеркивает лишь одну из многих проблем, которые препятствуют строительству новых дорог в Иракском Курдистане, использующий автономию, полученную после американского вторжения в Ирак в 2003 году, чтобы преобразовать анклав в гавань мира в противовес продолжающемуся насилию в стране.
"Одна из основных проблем при строительстве дорог заключается в том, что все земли в Курдистане являются частными", говорит Эзат Сабир, экономист из Университета Сулеймании. "Согласно старому закону, земля ваша, если вы используете ее в течение последних 30 лет. Таким образом, правительство вынуждено покупать все земли, которые находятся на маршруте автодороги", объясняет он.
Дорога, следующая мимо Ровии, также является частью большого, миллиардного плана национальной трассы между Хаджи Омраном на границе с Ираном, и Захо, на границе с Турцией.
На большей части маршрута работа продолжается. Но Зана Узери из планового отдела министерства строительства, подчеркивает, что проект все еще находится в стадии планирования. Работы ведутся из-за необходимости расширения сети дорог, говорит он. "Чтобы не терять скорости, мы ждем, пока инвесторы выйдут вперед".
Но Сабир не видит иностранных инвестиций в финансировании шоссе. "Никто не будет инвестировать в трассы, потому что в Курдистане каждые два года происходят правительственные изменения". Он говорит, что контракты могут быть изменены каждый раз, когда одна политическая партия сменяет другую.
Сабир добавляет, что инвесторам также придется долго ждать, чтобы увидеть отдачу от своих инвестиций: срок окупаемости дороги стоимостью $ 2-3 млрд. составляет около 25 лет. Альтернативный способ взимания дорожных сборов, "оплату за рулем", инвесторам трудно реализовать в Курдистане, где банковская система все еще находится в зачаточном состоянии.
Он отмечает, что при прежнем режиме дорожные налоги использовались для финансирования строительства, но система была пересмотрена в 1991 году. "За 22 года курды отвыкли платить налоги, и они не хотят это делать теперь. Вот почему мы ждем инвесторов", объясняет он.
Тем не менее, с нефтью и газам, которые должны быть перевезены из богатого запасами Курдистана, и из-за географического положения Курдистана между Европой и Азией, хорошие дороги являются необходимостью.
"Ежедневно около 100000 баррелей нефти перевозятся автомобильным транспортом. Существует только один трубопровод, чтобы отправить нефть, и мы нуждаемся в большем. И даже тогда, когда это будет сделано, много нефти все равно будет перемещаться по суше на танкерах", предсказывает он.
Другим важным видом экономической деятельности является производство цемента на заводах Курдистана. "В настоящее время у нас есть три фабрики, но эта цифра увеличится до 10. Весь цемент перевозится по дорогам. Было бы хорошо, если бы планы строительства железной дороги были завершены, но не похоже, что это произойдет".
"В настоящее время около 20 процентов инфляции вызваны проблемами с дорогами," объясняет Сабир. "Доставка товаров к месту назначения занимает слишком много времени. Скоростное шоссе позволит перевозить грузы не только быстрее, но и в больших объемах".
Теги: Иракский Курдистан, Турция, Иран, нефть, Эзат Сабир