10 апреля в Доме Культуры им. Луначарского, состоялась премьера курдского спектакля "Жертва" ("Qurban") по мотивам басен И.А. Крылова. Автор и постановщик - Шалико Джангои. В главных ролях: Шалико Джангои, Нубара Ростам, Хасане Исмаил, Шадия Хама, Миша Амоев, Алие Турсунали и Идрисе Ахмет.
Вот так, коротко прошло на одном из курдских сайтов, сообщение об очень важном событии в курдской жизни в России.
Многие из тех, кто посетил этот спектакль, ушли неравнодушными, чуть меньше тех, кто был в восторге от увиденного, - в принципе так и должно быть, поскольку театр во все времена не был массовым мероприятием. И только совсем незначительная часть уходила со спектакля с чувством угрызения совести. Почему? К этому я еще вернусь.
Отметим также, что значительная часть соплеменников просто не знала о том, что в этот день состоится премьера. Ну что делать, если многие об этом узнавали накануне премьеры, хотя объявление на сайте было за месяц. Это уже наши недоработки.
Предваряя сюжет спектакля, отмечу необычную духовную атмосферу, которая предшествовала премьере. При входе в зал, в фойе, можно было увидеть, как посетители с интересом приобретали выставленные новые произведения известного курдского писателя Амарике Сардара.
Сие не оставило в стороне и меня, став очередным покупателем книги "В ту ночь...", прижав ее к себе с мыслями, что в ближайшие дни полностью окунусь в художественный мир нашего мэтра, я вступил в зал, где многие были в ожидании высокого искусства, которую нам приготовил режиссер и бессменный актер Mamosta Saliko - Учитель Шалико.
На протяжении последних нескольких лет Mamosta прилагает просто неимоверные усилия для возрождения единственного курдского театра в России. Его решимости и оптимизму можно только позавидовать.
Необходимо отметить, что премьера спектакля "Жертва" в настоящем году в очередной раз включена в состав конкурса X международного фестиваля национальных театров в Москве "Москва –Город Мира". Ведь немногие знают, что курдский театр "Мидия", учрежденный 4-го марта 2006 года в Москве под руководством Шалико Джангои, 20-го октября 2007 года дебютировал на сцене трагикомедией "Богом Проклятые", а в марте 2008 года он выступил с этим спектаклем на V международном фестивале национальных театров в Москве, где удостоился пяти дипломов.
В этот день в зале сидели эксперты - жюри фестиваля в составе 11 человек. Директор фестиваля Федорченко В.А., выступая перед открытием спектакля, высоко оценила выступления курдского театра на прошедших фестивалях, отдельно отметив профессионализм режиссера театра Шалико Джангои, не оставив без внимания артистизм актеров театра "Мидия". Об актерах, которых Шалико находит из народа, а не в театральных учебных заведениях, как это принято, можно судить по восторженной реакции зрителей в зале: "Где только Шалико их (актеров) находит!" В этой эмоциональной фразе заложен огромный талант Учителя и исключительное трудолюбие, завоевавшее любовь и уважение публики.
Отмечу, что почти все свои премьеры Учитель демонстрировал с новым коллективом. Это огромный труд, и надо иметь колоссальное терпение, чтобы подготовить из народа достойных актеров. И это при нашем консервативном обществе с устоявшимися патриархальными традициями!
За последние несколько лет это уже четвертая премьера Учителя. Зная Шалико лично и побывав на всех его премьерах, отмечу одну особенность: Учитель всегда оставляет слушателя один на один со своими мыслями - делать самому вывод об увиденном. Постановка "Жертвы” закончилась не только аплодисментами, она заставила людей задуматься. После завершения спектакля люди не спешили расходиться; споры о главной мысли спектакля, переходящие в споры о состоянии духовности и судьбы единственного курдского театра "Мидии" и его коллектива, только и витали в холле театра, объединяя разные группы людей. Каждый хотел услышать и быть услышанным. А суть, пожалуй, в многогранности спектакля и в том, что каждого человека он способен затронуть по-своему. Зрителей удивляло, поражало практически каждое действо актеров, где бы они ни находились, и что бы они ни делали.
В спектакле "Жертва" ("Qurban"), где пытаются принести (для других приносят) в "жертву" курдскую культуру, мы услышали послание Учителя о состоянии духовности и критической ситуации, в которой оказался курдский театр.
Режиссер-постановщик и актер Шалико Джангои в очередной раз продемонстрировал высокое искусство своему народу:
Во-первых, сам выбор к постановке спектакля "Жертва" - результат долгого поиска и многочисленных встреч художественного руководителя театра с известными в курдской среде личностями с целью убеждения их в крайней необходимости сохранения и возрождения единственного курдского народного театра в России и в его аполитичности.
Во-вторых, режиссер совершенно изменил форму демонстрации кульминационного момента (это уже знак высокого мастерства режиссера), когда вместо традиционного действия актеров на сцене за кулисами мы слышим монолог Учителя.
-HEVALNO, BIRANO, XÛŞKNO… NEBIN XWERÊ HUNER, ÇAND Û KÛLTÛRA XWE!.. … JI BER KU EW NASNAMA WE YE!..
- ТОВАРИЩИ, БРАТЬЯ, СЕСТРЫ…! БЕРЕГИТЕ СВОЙ ТАЛАНТ, СВОЕ ИСКУССТВО И СВОЮ КУЛЬТУРУ!.. … ИБО ЭТИМ ВЫ УЗНАВАЕМЫ!..
В-третьих, в этом монологе режиссер открытым текстом обращается к своему народу, особенно к тем, кто выдает себя за "хранителей национальной культуры", о последствиях (оказаться жертвой), которое ожидает всех в случае такого отношения к своей культуре. Этот монолог - это крик души Учителя о духовном состоянии молодого курдского общества в современной России.
Спасибо тебе Mamosta, за то, что мы имеем возможность демонстрировать свою высокую национальную культуру через созданный тобою духовный очаг – курдский театр.
P.S. Режиссер курдского театра "Мидия" Шалико Джангои на всех своих встречах подчеркивает народный характер (аполитичность) созданного им театра, а посему предлагаю создать на действующем сайте театра www.mediya.jimdo.com раздел "фонд помощи", где каждый неравнодушный, кто разово либо помесячно мог бы принять участие в финансировании нашего единственного народного театра в России. Сделаем театр действительно народным, созданным из пожертвований достойных и неравнодушных курдов начиная от Камчатки и Приморья до Калининграда и Краснодара (ареал расселения курдов в России). Пусть каждый увидит себя в числе тех, кто был у истоков сохранения нашего единственного в России, народного театра "МИДИЯ"!
Султан Халиль
Теги: Султан Халиль, театр Мидия, Амарике Сардар, Шалико Джангои, Нубара Ростам, Хасане Исмаил, Шадия Хама, Миша Амоев, Алие Турсунали, Идрисе Ахмет, курды