Москву посетила делегация Высшего Совета курдов Сирии. Возглавлявший ее спикер Совета Ахмед Сулейман ответил на вопросы "Голоса России".
- В ходе вашего визита вы провели встречи в российском МИДе. Что вы можете рассказать об этих встречах и их итогах?
- Представители Высшего Совета курдов Сирии не впервые посещают Москву. Мы и раньше бывали здесь, проводили консультации, в том числе с работниками российского МИДа. Но сейчас это была первая официальная встреча, состоявшаяся по приглашению МИД России, и она открывает новый этап отношений между Высшим Советом курдов Сирии и российским МИДом.
Для нас особенно важно выстраивать отношения с теми государствами, которые могут и хотят оказать помощь в разрешении сирийского кризиса. А Россия, как хорошо известно, имеет особые исторические отношения с Сирией. Современная экономика в Сирии строилась при советском содействии, как и сирийская армия. По сегодняшний день Россия имеет очень большое значение для Сирии. Однако интересы России в регионе связаны не только с Сирией. Поэтому нам очень важно донести до России позицию сирийских курдов и мы надеемся, что наш визит сыграл в этом свою роль.
- С кем именно вы встречались и какие темы обсуждали?
- Мы встретились с замминистра иностранных дел России Михаилом Богдановом. Он хотел услышать нашу оценку того, что сегодня происходит в Сирии. Мы говорили о том, что могут сделать курды для разрешения сирийского кризиса, об отношениях курдов с сирийской оппозицией, а также о том, на каком уровне находятся контакты сирийских курдов с различными международными сторонами.
Центральное же место в нашей беседе заняла подготовка ко второй Женевской конференции по Сирии. Мы разъяснили свою позицию на этом направлении. В чем её суть? Мы безусловно поддерживаем решение организовать такую международную встречу для всестороннего обсуждения проблем Сирии и продвижения к их политическому решению.
Высший Совет курдов Сирии - часть оппозиции, но при этом он не входит ни в какие из уже существующих оппозиционных блоков или объединений. Как хорошо известно, сирийская оппозиция не едина, она разделена на массу больших и малых блоков, и ни один из них не представляет интересы курдов Сирии. Поэтому здесь в Москве мы говорили о том, что только Высший Совет курдов Сирии может и должен представлять сирийских курдов на всех международных встречах по будущему Сирии.
- Вы совершенно справедливо отметили ту большую роль, которую играет все последние десятилетия Россия в Сирии. Результатом этих тесных контактов стало в том числе и то, что Россия лучше многих других представляет себе суть проблем, стоящих перед сирийскими курдами. Сейчас, во время этого визита, вы ощутили какие-то подвижки во взглядах Москвы на проблемы курдов Сирии и их права?
- Я думаю, что если есть изменения в позиции Москвы по отношению к курдскому вопросу в Сирии, то не коренные. Россия действительно хорошо представляет себе наши проблемы. Если же говорить о роли России, то она велика не только в Сирии. Россия - великая держава, и поэтому мы хотим развивать отношения с ней. И полагаю, что по мере увеличения нашей роли внутри Сирии подходы и взгляды России относительно курдского вопроса в Сирии будут учитывать эти изменения.
- Перед вашим приездом в Москву многие писали и заявляли, что Россия наверняка захочет вас уговорить, чтобы вы сблизились с так называемой "внутренней" сирийской оппозицией – причем сделали это до Женевской встречи. Что вы можете сказать по этому поводу? Был у вас в Москве такой разговор?
- Безусловно, Россия в рамках подготовки Женевской встречи будет работать над подготовкой такого формата предстоящих дискуссий, который она считает наиболее продуктивным. И Россия имеет на это полное право. И если позиция России будет полезна для нас, курдов, и будет работать на создание демократической Сирии, то почему мы должны быть против такой позиции?
Для нас важны любые усилия, направленные на разрешение сирийского кризиса и поддержку курдского народа и его законных прав - будь то Россия или любая другая страна. США тоже придерживаются своих интересов, и когда они контактируют с нами, то тоже хотят, чтобы мы приняли их позицию. Так же поступает и Европа. Что касается нас, то мы будем исходить исключительно из интересов сирийских курдов и всей Сирии.
Мустафа Сино
Фото: "Голос России"
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, курды, Ахмед Сулейман, МИД РФ, Россия, Михаил Богданов