Снятие ООН санкций против Ирака получило неоднозначную реакцию среди самих иракцев. Некоторые приветствовали его, а другие тревожатся о его последствиях, учитывая существующие этнические, религиозные и политической противоречия в стране. Об этом рассказывает агентство "Rudaw".
Меньшинства опасаются, что иракское правительство, оставшись без поводка, может открыть эру возобновления диктатуры.
Лабид Аббауи, бывший заместитель министра иностранных дел Ирака, считает, что этот шаг повысит иракские дипломатические и политические связи.
"Ирак теперь может иметь нормальные отношения и подписывать все виды договоров с другими странами мира", говорит Аббауи. "Мы не получали приглашений от международных конференций, а некоторые страны даже отказывали в визах нашим дипломатам", объясняет он.
Амир Хасан Фаяз, глава политического отдела в колледже "Nahrein", считает, что снятие санкций будет иметь как отрицательные, так и положительные последствия.
"Положительный эффект будет в способности Ирака использовать нефтяные доходы свободно, потому что сейчас часть доходов от иракской нефти идет в Кувейт в качестве репараций за вторжение (в 1990 году), а остальное идет в фонд реконструкции Ирака".
"Ирак снова станет нормальной страной и будет рассматриваться в качестве суверенного государства", добавляет он. Что касается негативных последствий, он говорит: "Теперь все страны, которым задолжал Ирак, могут попросить рассчитаться".
Иракское национальное движение "Аль-Иракия", представляющее коалицию арабов-суннитов Ирака, говорит, что эти заботы понятны, но санкции должны быть сняты.
"Хотя есть опасения, что снятие ограничений развяжет руки иракскому правительству в отношении меньшинств, это не является оправданием для сохранения введенных в отношении Ирака санкций", говорит Хайдар Мулла, депутат "Аль-Иракии". Он говорит, что снятие санкций было желанием всех иракцев.
Для курдов важный вопрос заключается в том, как Ирак будет вести дела с Курдистаном после отмены санкций. Будет ли он использовать диалог или военную силу в решении вопросов с Курдистаном?
"Отмена санкций позволит иракской армии приобрести современное оружие", говорит Сарвар Кадир, военный эксперт. "Иракская армия является армией всех иракцев, и приобретение тяжелой военной техники и современного оружия не будет угрожать Курдистану", считает он.
Диндар Зибари, специальный представитель Регионального правительства Курдистана (КРГ) в ООН, считает, что снятие санкций не означает, что Ирак больше не будет находиться под наблюдением международного сообщества.
"Ирак будет оставаться под наблюдением, и он должен уважать роль Миссии ООН по содействию Ираку (МООНСИ)", говорит Зибари. "Ирак по-прежнему не стабильная страна, поэтому делегация ООН сохранит там свое присутствие".
Пешрав Хамаджан, преподаватель политологии в Сулейманийском университете, говорит, что курдские опасения по поводу отмены санкций, вполне реальны, так как в Эрбиле дипломатические отношения ограничены иракской конституцией. Он разделяет распространенное недоверие курдов к шиитскому премьер-министру Ирака Нури аль-Малики.
"Без сомнения, Малики и его правительство восстановит полный суверенитет и независимость", говорит он. "Все замороженные иракские активы будут освобождены, а с ними иракское правительство может купить тяжелое оружие и подписать военные договоры".
Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари, который является этническим курдом, заявил, что отныне Ирак является свободной страной, и что он освободится от долгов к 2015 году.
В своей речи, произнесенной после отмены санкций, Малики заявил, что "Ирак стал свободной страной, и бремя ограничений, которое относилось к предыдущему режиму диктатора, снято".
На фото AFP: Министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари выступает с речью на Конференции по разоружению в Женеве 25 июня 2013 года.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, ООН, Лабид Аббауи, Амир Хасан Фаяз, Кувейт, аль-Иракия, Хайдар Мулла, курды, Курдистан, Сарвар Кадир, Диндар Зибари, КРГ, МООНСИ, Пешрав Хамаджан, Нури аль-Малики, Хошияр Зибари