Аналитический комментарий Тамары Касьяновой, к.э.н., первого вице-президента общероссийской общественной организации "Российский клуб финансовых директоров":
"После покупки акций норвежской компании Statoil доля Лукойла в проекте Западная Курна-2 в Ираке увеличилась до 75%, остальные 25% принадлежат государственной нефтяной компании North Oil Company. Контракт по разработке и добыче на месторождении подписан в 2010 году сроком на 20 лет с возможностью продления на 5 лет. Общие запасы Западной Курны в 2010 году оценивали в 43 млрд баррелей, таким образом, это 2-е крупнейшее неразведанное месторождение в мире. Несмотря на масштабы проекта, Лукойл имеет все возможности самостоятельно продолжить работу на участке 340 км2 без привлечения новых партнёров. Инвестиции российской компании в этом году составят $5 млрд. В рамках проекта предусмотрены расконсервация существующих скважин, бурение нескольких сот новых эксплуатационных, разведочных, оценочных и нагнетательных скважин, создание водозабора на Персидском заливе, водовода и системы поддержания пластового давления, строительство вахтового посёлка, подъездных путей, объектов энергоснабжения, промысловых и внешних трубопроводов, а также нефтеотгрузочного терминала Туба.
На фоне столь резкого увеличения веса Лукойла в проекте Западная Курна-2 американский энергетический гигант ExxonMobil продаёт свою долю, ни много ни мало 60%, в проекте Западная Курна-1, потенциал которого составляет более 1 млрд тонн нефти. Стоит отметить, что Западная Курна-1 и Западная Курна-2 относятся к единому месторождению. Почему же освоение одних скважин сверхприбыльно, а от других стараются поскорее избавиться? В очередной раз причиной становятся дела политические.
В октябре 2011 года американская корпорация заключила договора с Курдистаном на разработку нескольких месторождений. Контракты подписаны в обход официального Багдада, который расценил такое сотрудничество как противоречащий соглашению между ExxonMobil и Ираком на разработку Западной Курны - 1, и сообщил, что власти страны могут разорвать контракт с американцами. Вслед за этим Министерство нефти Ирака отстранило ExxonMobil от участия в очередном раунде аукциона на право разработки 12 нефтяных и газовых месторождений. Курдистан же, наоборот, создал для западного партнёра более выгодные условия сотрудничества.
Среди наиболее вероятных покупателей акций ExxonMobil называли Газпром нефть, которая имеет опыт работы в Ираке, и Роснефть. Однако главная ставка делалась на Лукойл, который изначально претендовал на участие в проекте Западная Курна-1 совместно с американской ConocoPhilips, но проиграли тендер в 2009 году. Руководство Лукойла объяснило свой отказ приступить к разработкам этого месторождения высокими рисками. Компания самостоятельно реализует такой масштабный проект как Западная Курна-2 и приступать одновременно ко второму не менее крупному проекту Западная Курна-1 было бы очень рискованно. Более того, ситуация в Ираке не самая стабильная в мире и сейчас Лукойл также инвестирует крупные суммы в другие зарубежные проекты.
О своём желании приобрести акции Лукойла на Западной Курне-2 заявила PetroChina, "дочка" крупнейшей китайской нефтегазовой компании CNPC. Теоретически PetroChina могла бы войти в оба проекта, но с учётом масштабов и сложностью освоения обоих месторождений, такой сценарий развития маловероятен. К тому же российский холдинг отказался от участия иностранных партнёров в разработке Западной Курны-2. Для Лукойла крайне выгодно самостоятельно работать над этим проектом. Извлекаемые запасы нефти на месторождении оцениваются в 13 млрд баррелей, в то время как запасы нефти всех российских месторождений ЛУКОЙЛа равны 12,7 млрд баррелей. Иными словами. Здесь планируется добывать до 90 млн тонн нефти в год. Для этого потребуется пробурить всего 500 скважин, тогда как в России аналогичный объём нефти дают 24 400 скважин".
Аналитическая служба "Российского клуба финансовых директоров".
Теги: Statoil, Тамара Касьянова, Лукойл, Ирак, Западная Курна, North Oil Company, ExxonMobil, нефть, Иракский Курдистан, Курдистан, Газпром, Роснефть, PetroChina