Интервью корреспонденту "Die Presse" министра Фалаха Мустафы Бакира, главы отдела иностранных отношений Регионального правительства Курдистана.
Die Presse: Существуют планы строительства второго трубопровода, через который нефть автономного курдского региона в Ираке будет экспортироваться в Турцию. Курдский регион поддерживает мирные переговоры между Турцией и курдской сепаратистской группой РПК с целью создания безопасных условий для трубопроводов?
Фалах Мустафа Бакир: Нет, мы поддерживаем мирный процесс, чтобы остановить десятилетия кровопролития. И мы хотим продолжать хорошие отношения с Турцией, нашим самым важным торговым партнером. Поэтому, мы призываем обе стороны к заключению мира.
Die Presse: С марта все больше и больше боевиков РПК с их оружием переходят в автономный курдский регион. Разве это не вопрос безопасности? Подобная критика также исходит от Багдада.
Фалах Мустафа Бакир: Мы понимаем озабоченность Багдада. Но отступление является важной частью мирного процесса между Анкарой и РПК. Количество боевиков РПК преувеличено. Эти люди, после того как они сложат оружие, должны вернуться к нормальной жизни. Существует необходимость амнистии для них, чтобы они имели возможность вернуться в Турцию. Это переходный этап, речь идет не о постоянном переселении бойцов РПК в автономный курдский регион.
Die Presse: Между правительствами Ирака и курдского региона есть и другие вопросы. Багдад расстроен тем, что курды экспортируют все больше нефти без ведома центрального правительства.
Фалах Мустафа Бакир: В Багдаде некоторые люди думают, что они должны контролировать все. Но это не так. Ирак в настоящее время является федеративным, демократическим и плюралистическим государством. Наши права закреплены в конституции Ирака, и мы не пойдем ни на какие отступления от них.
Die Presse: Насилие между суннитскими и шиитскими группами в Ираке увеличивается. Как вы реагируете на это?
Фалах Мустафа Бакир: То, что происходит в Ираке, вызывает беспокойство. Руководство в Багдаде должно доказать свое чувство ответственности. Это не тот вариант, когда Ирак может вернуться к верховенству одной партии или религиозной группы. Если сунниты считают, что они становятся изгоями, они, очевидно, не в восторге от этого. Конституция и принцип разделения власти должны уважаться в Ираке.
Die Presse: Даже курды в Сирии добились де-факто автономии. Режим Асада отказался от курдских районов.
Фалах Мустафа Бакир: Курды в Сирии должны определить свое будущее. К сожалению, оппозиция Сирии до сих пор не ответила на курдские требования, и в этом мы не видим большой разницы с режимом в Дамаске. Для нас важно, что курды Сирии говорят в один голос.
Die Presse: Но это, видимо, не так просто, из-за доминирующей курдской партии Сирии, PYD, которая считается филиалом партии РПК. Что ваше правительство об этом думает?
Фалах Мустафа Бакир: Это нормально, что есть разные стороны и позиции. Но прошли те времена, когда только одна сторона представляла собой нацию. Мы хотим, чтобы курды Сирии принимали решения в рамках общей зонтичной организации, а не чтобы одна партия доминировала над всеми. Я считаю, что наступила эпоха курдов. Мы всегда говорили, что курды региона должны решать свои проблемы путем диалога. Мы надеемся, что курды в Турции, Сирии и Иране получат возможность пользоваться всеми правами в странах, где они живут.
Die Presse: А как насчет идеи курдского государства, которое включит в себя все эти курдские регионы?
Фалах Мустафа Бакир: Мы являемся крупнейшей нацией в мире без государства. История предала нас, внутренняя борьба препятствовала нашим планам. Мы имеем право на самоопределение. Тем не менее, мы хотим достичь этой цели законным путем, путем диалога. Как только демократия укоренится в этом регионе мира, это будет гораздо проще, чем сегодня.
Die Presse: Это долгосрочный проект?
Фалах Мустафа Бакир: Мы видели падение Берлинской стены. Когда вы думаете об изменениях в мире, будущее может наступить быстрее, чем вы предполагаете.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, КРГ, Фалах Мустафа, нефть, Турция, Турецкий Курдистан, Курдистан, курды, РПК, сунниты, шииты, Сирия, Сирийский Курдистан, Башар Асад, PYD, Иран, Иранский Курдистан