Печальная новость: умерла Ольга Ивановна Жигалина. Ольга Ивановна погибла как солдат на своем боевом посту. Она обороняла его изо всех сил, которых в последние десятилетия у нее было уже немного. Но это был как раз тот случай, когда и один в поле воин, поскольку она изо всех сил поддерживала российское присутствие на крайне важном для нас направлении исследований. Она видела, что Курдистан – это тот объект, который, в конце концов, кардинально изменит ситуацию на Ближнем Востоке, да и, возможно, во всей Центральной Евразии, в которую входит и Россия.
Российская наука ушла из многих научных сфер. Почти ушли мы и из сферы курдских исследований, хотя российское востоковедение начиналось во многом как курдоведение. Курдистан – это только один, но, может быть, самый трагичный пример. Ольга Ивановна Жигалина была одним из тех последних солдат Российской империи, а затем и СССР с их различными по природе, но обширными интересами за пределами российских границ, которые не ушли со своих позиций.
Все, что происходит с нашим востоковедением: один за другим уходят преданные своему делу ученые, востоковедение потихоньку вымирает, - это, к сожалению, вполне естественно, поскольку у России почти не осталось интересов на Ближнем Востоке. Это в трагической ситуации, которая сложилась вокруг Сирии, признал президент Путин. Он прав: Москва действительно перестала быть центром, откуда не вылезают ближневосточные лидеры. Но главное, что нынешняя Россия, по крайне мере сейчас, не видит, да и не понимает того, что так привлекало Российскую империю именно на Ближний Восток. Россия сейчас не видит даже того, как тесно наша дальнейшая судьба как государства связана Ближним Востоком.
Политическая близорукость власти лишает востоковедную науку потенции, поскольку лишает ее интереса власти, а востоковедение не может развиваться без государственной идеи, без государственной нужды. Это – наука государственных мужей, миссионеров, промышленников и военных, а не просто любопытствующих. Но за пределами важнейших, без преувеличения национальных интересов востоковедение для нас это – еще и важнейшая философская дисциплина, поскольку востоковедение – это национальная метафизика для России, чьи корни как этнополитической целостности лежат на Ближнем Востоке. Без изучения Востока нам никогда не ответить на вечный вопрос: кто мы и откуда идем? Без ответа на этот вопрос мы так и останемся неприкаянными странниками на этом свете, "скифами" в худшем значении этого слова.
Спасибо Ольге Ивановне Жигалиной за то, что она со своими товарищами и коллегами по мере своих сил сохраняла эту важнейшую для нас скрепу с Востоком, с нашим Ближним Востоком. Дай Бог, чтобы ее душа угнездилась и успокоилась на благословенных вершинах Загроса.
Вадим Макаренко, Главный редактор сайта KURDISTAN.RU
Теги: Ольга Жигалина, Институт Востоковедения РАН, Вадим Макаренко, Россия, курды