Большинство курдского населения Ирака являются мусульманами-суннитами, и, хотя многие следуют традиционному пути, дервиши Курдистана сделали выбор в пользу мистического ислама. Об этом рассказывает корреспондент "BasNews", София Барбарани.
В отличие от других религиозных меньшинств Ирака, эта неортодоксальная суфийская ветвь ислама является свободно исповедуемой в относительно мирном Иракском Курдистане, где стабильность и религиозная терпимость создали убежище для всех сортов религий.
Покойный иранский фотограф Каве Голестан сделал много удачных фотографий курдских дервишей. Он писал: "У суфиев есть особый способ (или тарикат), которому они должны следовать, чтобы достичь самых высоких мистических этапов. Ученик в тарикате должен следовать строгому режиму, переносить трудности и самоотречение, что очистить душу".
Мне повезло присутствовать на одной из церемоний дервишей.
Шакер Сабир Кадер, старший член ордера Кадири Касназани (Qadiri Kasnazani) приветствовал нас в Такии. Касназанийцы являются суб-ордером дервишей Кадири, основанным курдским шейхом Мухаммедом Абдул-Каримом.
По курдской традиции, Кадер тепло приветствовал меня и моих коллег, все время держась от меня на почтительном расстоянии, как от единственной женщины здесь.
"Религия дервишей является одним из столпов ислама", поясняет Кадер, медленно перебирая четки. "Близость к Богу помогает мне не бояться, когда я использую эти инструменты на себе. Когда я использую их на моем теле, я верю, что со мной ничего не случится, потому что Бог защищает меня", рассказывает он о физически опасных ритуалах, распространенных в церемониях дервишей.
Двое мужчин с длинными распущенными волосами стоят плечом к плечу. Они были выбраны, чтобы пронзить свои щеки и головы ножами во время акта, символизирующего силу Аллаха.
Трое молодых дервишей мягко ударили в барабаны, мужчины всех возрастов, в том числе несколько маленьких детей, закачались в такт дроби, размахивая прядями волос слева направо и выставив руки вверх и в стороны. Церемония начала принимать атмосферу транса.
Начавшиеся песнопения сопровождаются все более громким барабанным боем, побуждая мужчин больше раскачиваться и переступать слева направо. В состоянии транса один из длинноволосых мужчин, Вирия, забил нож себе в голову. Вспотевший, он встал и зашагал вперед по комнате уже с двумя ножами, торчащими из его головы.
Вирия подошел к моему коллеге и попросил его вытащить нож из его лба. Коллега потянул нож, но оружие осталось в голове дервиша. Струйка крови потекла по лицу и рубашке Вирии, когда нож, наконец, вышел.
"Наша религия против насилия, эти действия для наших гостей, которые просят показать силу Бога. Мы делаем это только во имя религии", пояснил Вирия.
Другой человек с длинными волосами пронзил свои щеки и шею двумя 12 -дюймовыми шампурами, не проявив никаких признаков боли. После на месте проколов остались только пятна крови.
Физическая часть обряда, которая, несомненно, была самым поразительным аспектом церемонии, продлилось лишь двадцать минут. Остальная часть обряда была посвящена молитве и медитации. Мужчины встали на колени и спокойно молились, их головы касались пола.
"Бог защищает тех, кто смотрит на нас, даже наши гости получат Божью защиту", заключил Халифа Мухаммед, провожая нас к входной двери, к темной эрбильской ночи.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, ислам, дервиши, Каве Голестан, Шакер Сабир Кадер