Салих Муслим, сопредседатель ведущей партии сирийских курдов - Партии демократического союза - рассказал "Голосу России" об отношении этой партии к "Женеве-2" и о том, зачем в курдских районах Сирии созданы самоуправляемые "кантоны".
Сирийские курды завершили формирование на севере страны системы самоуправляемых районов, которые они назвали по швейцарскому образцу "кантонами". Пресса в некоторых соседних странах расценила этот факт как фактическое создание курдской автономии в Сирии. Однако избранные в органы самоуправления активисты настаивают, что речь идет просто о местном самоуправлении без политических амбиций.
Между тем наблюдатели обращают внимание на тот факт, что "самоуправление" провозглашено в момент, когда в Женеве проходит международная конференция по Сирии, куда ведущая партия сирийских курдов – Партия демократического союза – не была приглашена. Именно эта партия была главным инициатором и исполнителем идеи создания самоуправляемых территорий в Сирийском Курдистане.
Об отношении этой партии к "Женеве-2" и о новых кантонах в Сирии "Голосу России" рассказал сопредседатель Партии демократического союза Салих Муслим.
- На конференции "Женева-2" близится к завершению второй раунд переговоров между сирийским правительством и оппозицией. Как вы считаете, есть ли шанс, что на этих переговоров будет поднят курдский вопрос?
- Курдский вопрос не включен в повестку "Женевы-2", поскольку многие участники этой международной конференции не намерены менять концепцию, которая существует в регионе с 1920 года (дата Севрского договора между странами Антанты и правительством Османской империи, - ред). Согласно этой концепции курды не должны иметь никакого статуса на Ближнем Востоке.
Конференция "Женева-2" - это международная платформа. И если курдский вопрос будет на ней обсуждаться, то это будет означать международное признание существования такого вопроса. Поэтому страны региона и их западные союзники, которые разделили между собой Курдистан в 1920 году - против участия курдов в дискуссиях на таких платформах.
Однако ясно, что без решения курдского вопроса не могут быть достигнуты стабильность и мир на Ближнем Востоке. Поэтому мы настаивали и будем настаивать, чтобы курдский вопрос был включен в повестку женевских переговоров.
- Какую роль, по вашему мнению, может сыграть в обсуждении курдского вопроса в Женеве Национальный совет курдов Сирии, который входит в состав сирийской оппозиционной Национальной коалиции – одной из сторон переговоров?
- Национальный совет курдов Сирии играет ту роль, которая ему определена западными странами и рядом стран региона. Совет не может выйти за рамки позиции Национальной коалиции. А Национальная коалиция намерена оставить курдов без какого-либо законного статуса в Сирии, и Национальный совет курдов Сирии фактически ей в этом помогает. Мы видим, что некоторые страны региона и их западные союзники хотят повторить лозаннский сценарий (Лозаннский мирный договор 1923 года, заменивший Севрский договор 1920 года, юридически оформил распад Османской империи, закрепив территорию Турции в её современных границах, - ред).
- Партия демократического союза и её союзники именно в дни конференции "Женева-2" завершили формирование на населенных курдами территориях Сирии трех самоуправляемых кантонов. Что означает создание этих кантонов?
- Это означает, что в этих районах создается система народного самоуправления. Создавалась она, кстати, довольно долго. Еще два года тому назад мы начали работать на этом направлении. В Рожаве (Сирийском Курдистане), кроме курдов, проживают и другие этносы - арабы, ассирийцы, армяне и другие. И они также участвовали в создании системы самоуправления, потому что все проживающие на этой территории граждане вне зависимости от национальности должны иметь равные права.
Эти кантоны будут существовать в нынешнем виде до того момента, пока сирийский кризис не разрешится. Мы знаем, что сирийский народ хочет демократии. Возможно, на других территориях страны в дальнейшем граждане тоже создадут свои кантоны. На наш взгляд, это хорошая модель решения сирийского кризиса "снизу". Она может послужить, на наш взгляд, моделью и для всего Ближнего Востока.
- Какие органы будут управлять кантонами и каким образом будет обеспечиваться координация между ними?
- Создаваемая у нас модель будет системой реального самоуправления граждан. То есть управление осуществляется не сверху вниз, а снизу вверх. Сейчас многие другие регионы Сирии находятся под контролем вооруженных групп. Если эти регионы будут освобождены, то тоже смогут присоединиться к нашей системе. Затем, если все они захотят объединиться под единым управлением, будут проведены выборы и будут созданы единые органы. Это дело времени. Пока об этом говорить преждевременно.
- Если сирийское правительство и оппозиция смогут договориться, как это может отразиться на судьбе кантонов?
- Если они смогут договориться, то это хорошо, потому что мы тоже являемся частью оппозиции. И будем участвовать в определении дальнейшей судьбы Сирии. Если же они не договорятся, то мы будем и дальше защищаться от внешних факторов и развивать свое самоуправление в рамках кантонов.
- Вы сейчас находитесь в Европе и, как мы знаем, активно ведёте там дипломатическую работу. Как Европа отнеслась к решению о создании кантонов?
- Европейцы хорошо знакомы с этой системой, которая в самой Европе широко представлена. Некоторые европейские парламентарии, представители общественных организаций и журналисты уже побывали в наших кантонах и высоко оценили нашу работу. Они, так же как и мы, видят разрешение сирийского кризиса в этой модели. Но в то же время у нас есть и противники, которые считают, что создание кантонов противоречит их интересам. Такие страны, конечно же, ведут активную антипропаганду. Это в основном страны Ближнего Востока.
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, PYD, Салих Муслим, Женева-2, курды, Севрский договор, KNC, SNC, Рожава