Провозглашение самоуправления трех кантонов в населенных преимущественно курдами северных районах Сирии вызвало разноречивые оценки у политиков региона. Ситуацию "Голосу России" прокомментировала сопредседатель Партии демократического союза Асия Абдулла, именно эта партия выступила главным инициатором идеи создания самоуправляемых территорий.
В Турции, например, поспешили расценить выборы в трех кантонах, проведенные сирийскими курдами по инициативе Партии демократического союза (ПДС), как фактическое провозглашение политической автономии и как шаг сирийских курдов к отделению.
С другой стороны, часть курдских политиков считает инициативу ПДС полумерой и чуть ли не предательством мечты курдов о суверенитете. В качестве аргумента приводится тот факт, что в названии кантонов Кобани, Африн и Джазира не фигурирует слово "Курдистан". ПДС также упрекают в попытке отодвинуть от власти на севере Сирии другие курдские партии.
Прокомментировать все эти упреки для "Голоса России" согласилась сопредседатель ПДС Асия Абдулла.
- Демократическое самоуправление - это лучшая модель для решения проблем на всем Ближнем и Среднем Востоке, в частности в Сирии, и для курдов. Впервые в истории нашего региона эта система была воплощена в жизнь у нас, в Западном Курдистане (на северо-востоке Сирии. - Ред.)
Преимущество этой модели в том, что каждый регион имеет собственную выборную власть и не управляется из каких-либо центральных инстанций. Каждый кантон в управлении самостоятелен. В зависимости от географических, национальных, религиозно-культурных особенностей они сами определяют форму управления. Помимо этого, в каждом кантоне есть районы, которые тоже имеют определенную самостоятельность. Мы считаем, что эта система лучше федеративной. Например, Ирак - федеративное государство, субъектом которого является Иракский Курдистан. Но есть вопросы, касающиеся иракских курдов, которые Эрбиль не может решить, возьмем ту же проблему Киркука. До сих пор она остается поводом для бесконечных споров (иракский город Киркук, хотя и населен преимущественно курдами, не находится под административным контролем иракской курдской автономии и является "спорной территорией". - Ред.) А если бы жители Киркука имели право на самоуправление, вопрос даже не стоял бы.
Те, кто критикует ПДС в том, что она поступила якобы односторонне в объявлении самоуправлении, лгут. Три месяца тому назад, когда мы предложили эту модель для обсуждения, мы говорили, что она открыта для изменений. Наши оппоненты не хотели обсуждать наше предложение, и сами ничего не могли предложить. Хотя, казалось бы, если им не нравится это, то предложили бы что-то лучшее. В обсуждении проекта участвовало более 50 политических и общественных организаций. Среди них есть, кстати, и партии, которые входят в Национальный совет курдов Сирии, который, в свою очередь, сегодня входит в состав Национальной коалиции сирийской оппозиции. Нынешний глава кантона Джазира и глава ведомства по внешним связям Джазиры входили раньше в руководство Национального совета – но совет сам их исключил за то, что они участвовали в кантональных выборах и победили. Странная, на мой взгляд, позиция. Представители ассирийских и арабских организаций тоже активно участвовали в этом процессе и входят сегодня в руководство кантонов без каких-либо проблем.
Те, которые выступают против нас и нашей модели, не могут привести ни одного конкретного аргумента. Они не могут упрекнуть нас в недемократичности, поскольку мы открыты для всех. Если они считают себя патриотами Сирии, то для Сирии нет лучшей формы управления, чем наша модель. Если они себя считают курдскими патриотами, то они должны видеть, что впервые в истории Западного Курдистана у местных курдов появилась возможность демократическим путем защищать национальные ценности. Я считаю, что наши критики сами не знают, чего они хотят. Зато мы знаем, чего мы хотим - как знает и все население Западного Курдистана, которое самым активным образом участвовало в выборах в трех кантонах.
© Фото: FiratNews
Теги: Сирия, Сирийский Курдистан, Асия Абдулла, PYD, курды, Кобани, Африн, Джазира, Ирак, Иракский Курдистан, Киркук