Спустя два десятилетия Шано Азиз все еще помнит страшную ночь, которую она провела в Халабдже, через три года после газовой атаки 16 марта 1988 года, которая превратила это место в призрак.
Испуганная 9-летняя девочка убегала с родными в сторону иранской границы, чтобы избежать гонений Саддама Хусейна против курдского восстания.
Она вспоминает, как семья нашла прибежище на ночь в пустом доме, одном из многих в опустевшей Халабдже, где было уничтожено 5000 человек, - так Саддам наказывал курдских повстанцев, которые взяли власть над городом в последние месяцы войны с Ираном (1980-88 г.г.).
"Это было в начале марта 1991. Мы прибыли в город Халабджа и укрылись в очень большом, красивом доме. Час спустя мы поняли, что случилось в этом конкретном доме во время злодеяния, совершенного против курдов в 1988 году. В доме был очень большой подвал, и стало очевидно, что большинство соседей укрылись там, чтобы избежать, как они думали, воздушного удара, не понимая, что это была химическая атака. В подвале погибли более 100 человек. Я помню, мои дяди спускались в подвал и говорили, что там были следы крови, останки и волосы. Я не пошла туда, и помню, что была слишком напугана, чтобы даже войти в дом. Мы ни к чему не могли прикоснуться, не могли поесть, и в конечном итоге остались спать в машине с моим дядей и двумя из моих тетушек".
Она помнит, как провела этот день, рассматривая другие дома, и читая надписи, указывающие, кто жил и погиб там. Иногда там висели и фотографии умерших. Многое в городе осталось нетронутым со дня нападения, как будто все застыло во времени.
Азиз, которая сейчас работает стоматологом и живет в Англии, родилась в Ханакине в 1981 году, но провела большую часть детства в городе Калар. В связи с принудительной арабизацией курдских районов Ирака, ее семья была насильственно переселена во время ирано-иракской войны.
"Вы встретите очень мало курдов, не подвергшихся преследованиям или лишению свободы в эпоху Саддама", говорит Азиз в интервью "Rudaw". "Может быть, не все пострадали непосредственно, но, конечно, все они травмированы эмоционально и психологически. В большинстве семей был один или больше, кого непосредственно преследовали или лишили свободы".
Ее отец был вовлечен в политику и подвергся тюремному заключению и преследованию, в результате чего семья пострадала даже больше, чем другие.
"Девятилетней или десятилетней я беспокоилась о безопасности, теплой постели, возможности играть со своими друзьями и ходить в школу, - обо всем, что было важно для меня. Я не понимала, что это были очень обычные потребности по сравнению с достижением курдских национальных прав и безопасности, - тем, за что боролся мой отец", говорит она.
Она переехала в США вместе со своей семьей в 1996 году, когда ей было 14. Она была одной из 8000 курдов, которые мигрировали туда во время гражданской войны в Иракском Курдистане и террора иракского режима.
Так называемый "Анфаль" - кампания Саддама против курдов, - в настоящее время признана Великобританией, Норвегией и Швецией как геноцид, истребивший 180,000 курдов и уничтоживший их села и города.
"Мы бежали от иракского режима из-за страха преследования и тюремного заключения, так как мой отец вместе с тысячами других сотрудничал с американскими и европейскими гуманитарными организациями после войны в Персидском заливе. Когда мы приехали в США, у нас был выбор: жить на минимальную социальную помощь, или работы, чтобы прокормить себя. У меня было три родных брата, и мой отец вышел на работу в течение двух недель после прибытия. У моего отца было два рабочих места, а мама работала неполный рабочий день, в то время как я ухаживала за моими братьями после школы и занималась, чтобы преуспеть в учебе", вспоминает Азиз.
В 2002 году она переехала в Великобританию и через пару лет начала свое университетское образование, по окончании университета Шеффилда в 2012 году, ее принятия на работу в Великобритании в качестве стоматолога.
Даже взрослой, она вспоминает ту ночь в Халабдже как "самый страшный и мучительный опыт в жизни". Это та часть прошлого, которую она не может забыть.
"Я верю, что опыт прошлой жизни делает вас тем, кто вы есть", заявляет она. "Тем не менее, вы выбираете, как этот опыт вас сформирует".
На фото: Шано Азиз с дочерью.
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, курды, Халабджа, Анфаль, геноцид, Саддам Хусейн, Шано Азиз, Иран, Ханакин, Калар, США, Великобритания