Хотя гражданская война в Ираке не окончена и обстановка далека от стабильной, по росту нефтяной добычи Ирак опережает общий показатель по ОПЕК, а значит, у российских нефтегазовых компаний, работающих в стране, существует реальная возможность заработать на иракской нефти, запасы которой велики и до сих пор точно не исследованы. Эксперты сходятся в одном: "Последний баррель нефти в мире будет добыт в Ираке".
В феврале производство нефти в Ираке достигло 3,5 млн баррелей в сутки (мбд), а экспорт нефти увеличился до рекордных 2,8 мбд. У Ирака есть все шансы выйти на уровень добычи в 4 мбд к концу текущего года, а на производство 9 мбд — к 2020 году: страна располагает колоссальными и легко извлекаемыми запасами нефти. Этим можно объяснить стремление ряда российских компаний работать в Ираке, несмотря на невыгодность условий предоставления лицензий и неразвитость нефтегазовой инфраструктуры. Российские компании, работающие на месторождениях, расположенных на территориях, относящихся к правительству Курдистана, фактически не зависят от волатильности мировой цены на нефть и получают фиксированную плату (около $5 с 1 бар нефти смеси Basra Light) за свои услуги. Такая модель удобна для планирования деятельности компании, и, в частности, устраивает ЛУКОЙЛ, добыча нефти которого падала только в случаях серьезного недофинансирования со стороны правительства Ирака. По словам президента ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, в июне нынешнего года добыча ЛУКОЙЛом нефти на Западной Курне-2 достигнет 120 тыс. бар в сутки (прогноз на конец года — 400 тыс. бар).
Суммарные инвестиции для освоения Западной Курны-2 в размере $30 млрд позволят компании к 2017 году ежемесячно добывать 8 млн тонн нефти, аккумулируя чистую прибыль в размере $200 млн. Решение об открытии офиса в ОАЭ было принято руководством компании в конце 2012 года с целью приближения центра управления к стратегическим активам в Ираке и Узбекистане. Сейчас ЛУКОЙЛ участвует в тендере на строительство нефтепровода из Ирака в Иорданию, связанного с месторождением Киркук. Согласно представленной финансовой отчетности Lukoil Overseas Holding Ltd., к 2021 году холдинг планирует диверсифицировать активы ОАО ЛУКОЙЛ таким образом, чтобы 13% ресурсов и 20% добычи находились за пределами России. К этому периоду коэффициент доходности на вложенный капитал составит примерно 15%.
Убедительно выглядят и позиции другой российской компании — "Газпром нефть", которая в начале 2010 года в качестве оператора консорциума с долей 30% выиграла тендер на разработку месторождения Бадра на востоке Ирака с запасами 2 млрд бар нефти. Остальными членами консорциума стали корейская Kogas (22,5%), малайзийская Petronas (15%) и турецкая TPAO (7,5%), иракскому правительству в проекте принадлежит 25%. Договор предусматривает работу в течение 20 лет с возможной пролонгацией на 5 лет, и предполагается, что объем добычи нефти, которая начнется также весной, достигнет 170 тыс. бар в сутки (8,5 млн тонн в год). В 2012-2013 годах "Газпром нефть" также подписала соглашения о разделе добычи с месторождений на юге Иракского Курдистана Garmian (доля 40%), Shakal и Halabja (доля по 80%). Сейчас на первых двух участках ведутся геологоразведочные работы, а не позднее 2015 года планируется начать нефтедобычу. Согласно некоторым оценкам, потенциал этого региона составляет 45 млрд бар нефти и 3 трлн кубометров природного газа.
Еще в 2012 году Министерство нефти Ирака предоставило "Башнефти" статус оператора разведки и разработки блока N12, находящегося в Западной пустыни. То есть Багдад отказался от своей привычной схемы работы с иностранными компаниями, при которой не менее 25% участия в проекте освоения месторождений принадлежит иракской государственной компании.
"Зарубежнефть", ранее задействованная в нескольких иракских проектах, также планирует в ближайшее время вернуться в страну. Представители ОАО "Роснефть" также не раз говорили о заинтересованности компании в иракской нефти.
Сотрудничество в области добычи углеводородов в Ираке интересно и выгодно российским компаниям, так как низкая себестоимость добычи сырья окупает колоссальные инвестиции в строительство и затраты на модернизацию нефтегазовой инфраструктуры государства. ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" не только делятся своим опытом в добыче нефти, но также соответствуют критериям Ирака по соцполитике, безопасности и природопользованию при добыче ископаемых.
Кроме этого российский опыт утилизации попутного природного газа отвечает желаниям правительства Ирака выйти на мировой рынок сжиженного природного газа. Не последнюю роль в расширении участия российских компаний в нефтедобыче играет военно-техническое российско-иракское сотрудничество.
Теги: Ирак, нефть, ОПЕК, Россия, Лукойл, Вагит Алекперов, Иракский Курдистан, Курдистан, Западная Курна 2, Газпром