Наступление группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), развернувшееся в Ираке, может оказать существенное влияние на ситуацию в мировой экономике — оно уже привело в смятение нефтяной рынок и сказывается на фондовом.
За неделю на фоне активизации боевых действий исламистов нефтяные цены выросли до десятимесячного максимума.
Фьючерсы на североморскую нефть марки Brent подорожали на 4%, так же как и на американскую легкую нефть марки WTI, показав самый большой недельный рост с июля 2013 года. В пятницу в ходе торгов цена Brent доходила до $114,69 за баррель, WTI — до $106,9 за баррель.
Аналитики рынка акций отмечают, что напряженная ситуация в Ираке оказала влияние на снижение американских биржевых индексов, наблюдавшееся на неделе.
ИГИЛ уже контролирует города Мосул, Тикрит, Байджи, Джалаула, Аль-Садия и движется на Багдад. Иракская армия бежит, не оказывая никакого сопротивления наступающим. По данным представителя управления верховного комиссара ООН по правам человека Руперта Колвилла, число погибших при захвате городов боевиками исчисляется сотнями. Иракские власти, в свою очередь, закрывают доступ к соцсетям Facebook и Twitter, а также сервису YouTube "в связи с обострившейся обстановкой в стране".
Несмотря на то что Мосул является нефтяным районом, основные регионы Ирака, где ведется добыча углеводородов, пока не затронуты боевыми действиями, и значительного влияния расширяющийся конфликт на объемы экспорта пока не оказал. Однако аналитики серьезно обеспокоены наступлением ИГИЛ.
"Люди были застигнуты врасплох. С точки зрения трейдера, это очень опасный рынок", — говорит директор Energy Analytics Group LLC Том Финлон, слова которого приводит агентство Bloomberg.
Ирак занимает второе место по объему добычи нефти среди стран ОПЕК. По оценкам Bloomberg, в мае Ирак добывал по 3,3 млн баррелей в день. В планах Багдада было выйти в текущем году на целевой уровень добычи в 4,1 млн баррелей в день. "Если добыча нефти на юге Ирака прекратится, рынок недосчитается 2,5 млн баррелей в сутки, — говорится в отчете аналитиков Commerzbank, который цитирует Associated Press. — Резкий взлет нефтяных цен показывает, что эти поставки больше не считаются надежными".
От вооруженного конфликта также пострадают компании по всему миру, успевшие поверить в Ирак и инвестировать в него свои средства.
Среди них ExxonMobil, BP, Shell, Total. Интересы в Ираке есть у российского "ЛУКойла". В марте 2014 года компания Вагита Алекперова приступила к добыче на месторождении "Западная Курна — 2". Инвестиции в проект составили $4 млрд. Это второе по величине в мире из неразработанных месторождений находится на юге страны в 65 км к северо-западу от Басры. Его извлекаемые запасы оцениваются в 14 млрд баррелей. У "ЛУКойла" в проекте 75%, а у иракской госкомпании North Oil Company — 25%.
Еще одна российская компания, "Газпром нефть", в декабре 2013 года начала добычу на месторождении Барда (по предварительным оценкам, геологические запасы месторождения составляют 3 млрд баррелей нефти). В 2010 году компания подписала соответствующий контракт с правительством Ирака. В консорциум вошли "Газпром нефть" (30%), корейская Kogas (22,5%), малайзийская Petronas (15%) и турецкая ТРАО (7,5%). Еще 25% в проекте принадлежит иракскому правительству. "Газпром нефть" является оператором проекта.
Боевые действия могут подтолкнуть курдов к более активному самостоятельному экспорту нефти, замечает Business Week.
Однако на нее еще надо найти покупателей. Первый танкер нефти иракского Курдистана United Leadership отбыл из турецкого порта Джейхан 23 мая с 1 млн баррелей нефти. Официальный Багдад просил не покупать контрабандную, по его мнению, нефть. По данным Bloomberg, танкер продолжает курсировать в открытом море.
Теги: Ирак, Исламское государство Ирака и Леванта, нефть, Мосул, Тикрит, Руперт Колвилл, ООН, ExxonMobil, British Petroleum, Shell, Total, Лукойл, Газпром, Курдистан, Иракский Курдистан