Президент Ирака Джаляль Талабани возвращается после многомесячного лечения за рубежом в пострадавший от кризиса и находящийся на грани распада Ирак, и в его родной Курдистан, вознесенный надеждами на государственность. О перспективах его возвращения рассуждает "Hurriyet Daily News”.
"Президент Талабани возвращается домой в субботу 19 июля после получения успешного лечения его здоровья в братской Германии", заявили в пятницу представители партии Талабани, "Патриотического союза Курдистана" (ПСК).
Талабани отправится в его курдскую вотчину, Сулейманию, и возобновит свои обязанности в качестве главы государства, заявил "AFP" его сын, Кубад.
Не смотря на то, что большинство политической власти Ирака сосредоточено в руках премьер-министра, 80-летний Талабани уже давно рассматривается в качестве ключевого посредника между враждующими группировками Ирака.
Однако многие наблюдатели сейчас сбросили его со счетов, как физически, так и политически.
Талабани возвращается в Ирак накануне крайнего срока, установленного для блоков парламента, чтобы согласовать своих кандидатов в правительство Ирака. Однако маловероятно, что курдский лидер и ветеран политики стремиться поработать еще один срок.
"Я действительно думаю, что это эпоха пост-Талабани. Я … не слышал, чтобы иракцы говорили о нем как о будущем президенте", говорит Тоби Додж, директор Ближневосточного центра Лондонской школы экономики.
В рамках неофициальной сделки по разделению власти, заключенной в период после американского вторжения в Ирак в 2003 году, пост президента Ирака принадлежит курдам, пост премьер-министра – арабам-шиитам, а пост спикера парламента – арабам-суннитам.
Курды Ирака, которые являются автономными от Багдада более двух десятилетий, недавно значительно увеличили размеры своего потенциального независимого государства, захватив спорные территории.
Высокоэффективные курдские силы пешмарга воспользовались вакуумом, оставленным федеральными войсками, отступающими перед молниеносными атаками джихадистских суннитских боевиков с 9 июня.
Когда "Исламское Государство" завоевало значительные территории на севере и западе Ирака, пешмарга взяли под свой контроль город Киркук и нескольких соседних нефтяных районов, рассматривая их как часть стремлений к курдской государственности.
Барзани, который когда-то вел междоусобную войну против Талабани за господство в курдской борьбе, обвинил шиитское правительство премьер-министра Нури аль-Малики в крахе иракской армии и росте сектантской напряженности. Малики обвинил курдов в подрыве национального единства, в использовании побед исламистов и даже в укрывательстве некоторых своих оперативников.
Пока не ясно, в какой степени возвращение Талабани может повлиять на иракский кризис, о котором Организация Объединенных Наций говорит, что он унес жизни тысяч мирных жителей и заставил более 600 000 человек покинуть свои дома.
Тем не менее, он мог бы помочь в де-эскалации напряженности между Багдадом и Курдистаном.
Иракский сосед, Турция, как говорят, смягчила свою позицию по отношению к идее независимого курдского государства, но соседний шиитский Иран вряд ли смирится с распадом большей частью шиитского Ирака.
"Талабани был ключевой фигурой между Ираном, курдскими политиками и Багдадом", говорит Додж. "Возвращение Талабани вполне может быть результатом того, что иранцы поощряют ПСК выступить против планов Барзани на независимость".
Теги: Ирак, Иракский Курдистан, Курдистан, Джаляль Талабани, ПСК, Кубад Талабани, курды, шииты, сунниты, Киркук, пешмерга, Исламское Государство, Нури эль-Малики, Масуд Барзани, Иран, Турция