Практически все христиане покинули 22 июля Мосул, второй по величине город Ирака, в котором они мирно сосуществовали с мусульманами на протяжении почти полутора тысяч лет. Это произошло под давлением захвативших Мосул 10 июня радикалов из "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ), второй месяц ведущих борьбу с федеральной иракской армией.
После захвата Мосула исламисты поставили местным христианам ультиматум: либо те до 19 июля принимают ислам, либо платят джизью — большой налог на "неверных", либо покидают город. В случае отказа боевики пообещали казнить всех ослушавшихся. Ближе к дате истечения ультиматума условия ужесточились — ИГИЛ отказался принимать джизью, потребовав принимать ислам либо убираться.
Как рассказали беженцы, они смогли взять из своих домов лишь самое необходимое, всё остальное досталось боевикам. В Мосуле остались, согласно информации представителя губернатора провинции Ниневия, лишь 25 христианских семей, которые по состоянию здоровья не в состоянии перенести исхода. Их пока что укрыли соседи-мусульмане.
Остальные христиане направляются в иракский Курдистан, надеясь найти там прибежище. Эрбиль известен своей веротерпимостью еще со времен свержения Саддама Хусейна и войны в Ираке, в ходе которой из более чем 1 млн христиан в стране осталось лишь порядка 400 тыс. — остальные эмигрировали, в том числе в провинции, где живут курды.
По словам очевидцев, боевики останавливали машины с христианами на выезде из Мосула, отбирали у них деньги и ценные вещи. Как рассказал один из беженцев, их напутствовали словами: "Сейчас мы даем вам уехать, но даже не думайте когда-либо вернуться сюда".
Папа римский позвонил 20 июля патриарху Сирийской католической церкви Игнатию Иосифу III, чтобы выразить солидарность с иракскими христианами. В ответ патриарх попросил понтифика активизировать усилия по вовлечению мировых лидеров в решение иракского конфликта.
Тем временем боевики в Мосуле подожгли христианскую церковь, простоявшую 1800 лет.
Между тем боевые действия в Ираке продолжаются. ИГИЛ, состоящий в основном из суннитов-радикалов, пытается установить шариат на контролируемых территориях. Однако против Багдада воюют не только исламисты. Значительную часть составляют бойцы суфийского ордена Накшбандия, состоящего из бывших саддамовских офицеров. В их планы не входит установление ваххабитских порядков.
— Наша армия состоит из бывших членов саддамовской партии БААС и включает суннитов, шиитов, курдов, туркмен, христиан, езидов, сабеян — мы не делаем различий, — заявил представитель Накшбандии. — Мы не имеем никакого отношения к тем, кто призывает разделить Ирак по религиозному или этническому признаку. Наша цель — освобождение страны и нормальная жизнь.
Тем не менее пока у ИГИЛ и Накшбандии есть общая цель — Багдад, подобраться к которому им не дает иракская армия. Между тем премьер-министр шиит Нури аль-Малики пока не может сформировать кабинет министров. Как считают эксперты, для Ирака нормальный срок создания кабинета — несколько месяцев.
24 июля в Багдад должен прибыть генсек ООН Пан Ги Мун, чтобы обсудить проблему беженцев и оккупации части страны силами ИГИЛ.
Теги: Ирак, Мосул, христиане, Исламское государство Ирака и Леванта, Ниневия, Иракский Курдистан, Курдистан, Папа Римский, Игнатий Иосиф III, сунниты, Накшбанди