Самой многочисленной вооруженной группировкой в Сирии стало "Исламское государство". К такому выводу пришли аналитики телеканала "Аль-Маядин".
По его данным, эта суннитская экстремистская организация насчитывает в своих рядах свыше 50 тыс. боевиков, еще 30 тыс. воюют в соседнем Ираке.
Члены других оппозиционных формирований все чаще переходят на ее сторону и присягают на верность "халифу" ИГ Абу Бакру аль-Багдади. Только в июле в ряды боевиков влилось 800 мятежников и 1,1 тыс. иностранных наемников. Кроме того, прошли военную подготовку еще 6,3 тыс. рекрутов. 80% из них сирийцы, остальные - иностранцы, выходцы из арабских и азиатских стран.
Рассыпается на глазах конкурент ИГ из числа радикалов - "Джебхат ан-Нусра" ("Фронт победы"). Влияние сирийского филиала "Аль-Каиды" стремительно падает.
Какие еще группировки действуют в регионе
По свидетельству телеканала, сторонники "Джебхат ан-Нусры" уступили ИГ север и восток Сирии и действуют сейчас главным образом на северо-западе в Идлибе, Хаме (центральная провинция), горной местности Калямун на границе с Ливаном и на юге в Дераа. Под столицей в регионе Восточная Гута "эмир" "Джебхат ан-Нусры" присягнул на верность ИГ.
Единственным конкурентом ИГ остается "Исламский фронт", включающий в себя 11 бригад. Численность коалиции, которая сражается сейчас с моджахедами к северу от Алеппо в пограничных с Турцией районах, составляет 30 тыс. человек.
В Восточный Гуте правительственным войскам противостоит "Исламская армия". Под командованием ее главаря Захрана Аллюша находится 9 тыс. боевиков. Более мелкие группировки, такие как "Внуки пророка" Махера ан-Нуэйми и "Бригады мучеников Ярмука" Башара аз-Зоуби входят в состав Сирийской свободной армии (ССА) и дислоцируются в пограничных с Иорданией районах. Бригада "Фарук", которая являлась самой боеспособной частью ССА, удерживает несколько оплотов в провинции Хомс.
Чем владеет "Исламское государство"
ИГ, по данным арабской печати, контролирует сейчас 35% территории Сирии. В ее руках крупные нефтепромыслы и зернохранилища, гидроузлы на Евфрате в провинциях Дейр-эз-Зор и Ракка. На северо-востоке в Эль-Хасике суннитская экстремистская организация пытается отвоевать у курдов нефтеносный район Румейлан.
В свою очередь, арабский обозреватель Абдель Бари Атван называет феномен ИГ "вторым рождением "Аль-Каиды". Однако, по его мнению, эта организация "намного опасней". "ИГ действует в центре Ближнего Востока, в пределах Аббасидского халифата, рядом с огромными запасами нефти и газа, а не где-то на периферии - в Афганистане", - отмечает он.
После ограбления банков в крупных иракских городах финансовый потенциал ИГ значительно увеличился. Бюджет организации может достигать сейчас $7 млрд, считают эксперты. Только из банков Мосула (второго по величине города Ирака) была изъята наличность на сумму $500 млн.
Стремясь обеспечить себе поддержку населения на подконтрольных территориях, исламисты пытаются наладить снабжение и хозяйственную жизнь городов, восстанавливают разрушенную инфраструктуру. Имитируя власть, они выплачивают служащим зарплату и пособия безработным, собирают налоги. Своим боевикам радикалы выдают жалование по $700. При этом они уподобляются талибам и насаждают повсюду средневековые порядки.
"Появление феномена ИГ стало закономерным результатом вооруженного вмешательства в сирийский конфликт региональных держав и американского вторжения в Ирак", - считает Атван.
Теги: Исламское Государство, Ирак, Абу Бакр аль-Багдади, Джебхат ан-Нусра, Сирия, Исламский фронт, Сирийский Курдистан, Аль-Каида, Мосул