Рамзан Кадыров заявил, что выступает за блокирование Интернета на территории Чечни, потому что через Всемирную сеть мусульмане могут познакомиться с пропагандой "Исламского государства Ирака и Леванта" (ИГИЛ), называемого также "Исламским государством" (ИГ). "Раньше легко нам было работать, когда человек читал проповедь, а сейчас везде есть Интернет, и молодежь любит слушать проповеди оттуда", – сказал лидер республики.
О популярности среди российских мусульман "Исламского государства" и даже вообще об информированности граждан нашей страны относительно деятельности этой группировки можно делать разные выводы. Например, последние опросы ВЦИОМа и Левада-Центра дают разные данные. ВЦИОМ сообщает, что за год страх перед исламистами в Ираке и Сирии отошел на второй план, их боятся 13% россиян, гораздо меньше, чем американцев. Левада-Центр дает данные опроса, согласно которым 55% россиян считают, что "Исламское государство" угрожает миру. Еще один свежий соцопрос фонда "Общественное мнение" показал, что только 13% россиян что-то слышали про ИГ.
Также разнятся данные о наемниках, которые из России выехали на ближневосточный джихад. Прошлой осенью первый замдиректора ФСБ Сергей Смирнов сообщал, что в конфликте в Сирии участвуют до 400 выходцев из России. Через год замминистра иностранных дел России Михаил Богданов заявил, что на стороне "Исламского государства" воюют 70 или 80 россиян. Правда, дипломат имел в виду граждан России, а замдиректора ФСБ мог дать общую цифру боевиков, которые выехали в Сирию с нашей территории, но являются уроженцами других регионов, например Средней Азии.
Точно можно говорить о нескольких официально зарегистрированных случаях наемничества. В январе с.г. было возбуждено уголовное дело против уроженца Чечни, а в августе суд в Хасавюрте вынес приговор по делу дагестанца. Еще известно, что среди главарей ИГ числится некий Умар аш-Шишани, он же Тархан Батирашвили, получеченец-полугрузин из региона Панкиси в Грузии, и он вроде бы в разговоре с отцом обещал перенести военные действия на Кавказ.
Более свободные выводы делают о распространении радикальных настроений среди мусульман нашей страны. Это материя, трудно поддающаяся точному анализу. Непросто найти достоверные доказательства связи радикализации россиян с агитацией ИГ. В таких случаях вспоминают видеоролики в Интернете со сценами инцидентов между мусульманами и правоохранителями, когда верующие позволяют себе силовое давление и шантаж, подогревая страсти криками "Аллах акбар!" и "Это революция!", а также угрозами "рассердиться и стать террористами". Яркий пример – сцены противостояния с ОМОНом у Исторической мечети в Москве 26 сентября с.г. да стихийный митинг у отделения РОВД в Махачкале 8 октября, когда полицейским за отказ освободить арестованного проповедника обещали "вторую Сирию".
В последнее время заметно, как власти различных регионов пытаются наладить контакт с верующими, доказывая им, что быть радикалами "чревато", а проявлять лояльность "выгодно". Кроме закручивания гаек практикуется проявление внимания к нуждам верующих и смягчение давления на популярных лидеров. Так, неожиданно власти Крыма объявили, что будут поддерживать Духовное управление мусульман, связанное с Меджлисом, а не "промосковский" Таврический муфтият. Столичные власти также смягчили отношение к муфтиям, критикующим Россию за проявление "исламофобии" (см. "НГ" от 15.10.14).
Не очень хорошо, что власть замечает социальное недовольство и внимает призывам к справедливости словно бы только на фоне кровавых деяний зарубежных джихадистов. Также неправильно наглухо закрывать не только окна, но и форточки в большой мир, лишь бы не пустить в страну ядовитую струйку отравленной террористами атмосферы.
Теги: Чечня, Рамзан Кадыров, Исламское Государство, Исламское государство Ирака и Леванта, Ирак, Сирия, Россия, США, Михаил Богданов, Омар аль-Шишани, Крым