(CNN) - Путешествие Юргена Тоденхофера вряд ли можно назвать простым – скорее опасным, но в то же время поучительным. Писатель проник глубоко на территорию ИГ – в зону, которую они называют "халифат", – и посетил Ракку и Деир Еззор в Сирии, а также иракский город Мосул.
Мосул, второй по размеру город Ирака, был взят силами ИГ в июне, в ходе операции, по скорости сопоставимой с Блицкригом.
Когда Тоденхоферу удалось попасть в Мосул, лидер ИГ Абу Бакр аль-Багдади как раз произносил свою единственную публичную речь. Там Юрген познакомился с реалиями жизни под властью ИГ, когда посреди дня все магазины закрываются на молитву.
"В Мосуле сейчас все как-то страшно нормально, – сказал Тоденхофер в эксклюзивном интервью CNN. – Из города вышвырнули 130 000 христиан, шииты сбежали сами, множество людей убито, но город все равно живет, и людям даже нравится стабильность, которую принесло им Исламское Государство".
Тем не менее, говорит он, в городе витает страх: "Разумеется, многие из жителей напуганы, ведь нарушение строгих законов Исламского Государства карается очень сурово".
Как заявляют лидеры ИГ, им удалось взять Мосул при помощи отряда из трехсот человек, при том, что на момент атаки город защищало более 20000 иракских солдат. Тоденхофер поговорил с солдатами ИГ, участвовавшими в этой операции. "Мы захватили Мосул где-то за четыре дня", – сказал ему молодой боец.
"То есть вас было всего триста человек, и вы за четыре дня победили двадцать тысяч солдат?" – удивляется Тоденхофер.
"Ну, мы сражались не сразу со всеми, сначала мы завязали жестокую схватку у них на передней линии, даже смертников использовали. А другие их силы быстро сбежали, – объяснил боевик. – Мы сражаемся за Аллаха, а они воюют ради денег и других идеалов, которые не понимают".
Горящие глаза
Тоденхофер рассказал CNN об особенно поразившем его энтузиазме, царившем среди солдат ИГ.
"Когда мы остановились в их рекрутском центре, туда каждый день приходило по 50 человек, – говорит он. – И их глаза горели просто невероятным огнем. Будто каждый из них вступал на райскую землю, словно они боролись за правое дело".
"Это не дураки. Один из тех, кого я встретил, только что закончил юридический, его звали на работу, но он от всего отказался и решил отправиться на войну. Мы видели боевиков из Европы и США. Один из них был родом из Нью Джерси. Можете себе представить, парень из Нью-Джерси приехал, чтобы воевать за Исламское Государство?"
Он сказал, что одной из главных особенностей солдат ИГ является их способность – даже желание – умереть на поле боя.
Тоденхофер говорил с одним полноватым солдатом, который сказал, что перед каждым боем надевает пояс смертника, поскольку ему не хватит сил на то, чтобы убежать, и он скорее взорвет себя, чем попадет в плен.
В ИГ также постоянно пытают пленников, над ними издеваются и часто убивают. В Мосуле Тоденхоферу удалось перекинуться парой фраз с курдом, который раньше сидел в тюрьме ИГ. Тот заявил, что его не подвергали пыткам, однако Тоденхофер считает, что это вряд ли похоже на правду. "Этот человек сломан. Очень тяжело видеть мужчину в таком состоянии. Он был слаб и дрожал от страха при упоминании тех, кто его захватил".
Тоденхофер говорил с ним в присутствии нескольких солдат ИГ. Он спросил пленника о том, какое будущее его ждет. "Я не знаю, – последовал ответ. – Моя семья даже не знает, что я еще жив. Надеюсь, когда-нибудь они устроят обмен пленными".
За Исламское Государство воюют дети
Тоденхофера отвели к детям, одетым в экипировку ИГ и потряхивающим автоматами Калашникова. Один из них был очень юн, но все же заявил о том, что уже участвовал в боях на стороне Исламского Государства.
Тоденхофер спросил, сколько ему лет.
"Мне 13 лет", – ответил мальчик, хотя на вид ему было и того меньше.
Одним из наиболее удивительных эпизодов путешествия Тоденхофера по региону под контролем ИГ стал разговор с боевиком-немцем, говорившим от лица командования Исламского Государства.
Этот человек, – которого преступления группировки явно не волновали, – заявил о том, что грядут еще большие перемены; вдобавок он угрожал Европе и США.
"То есть вы и в Европу придете?" – спросил его Тоденхофер.
"Нет, мы ее покорим, – последовал ответ. – Это даже не вопрос, когда-нибудь мы точно завоюем Европу. Определенно. Для нас нет границ, только передовые линии. Нашу экспансию не остановить... И пускай европейцы знают, что когда мы придем, то сделаем это с боем. А те, кто откажется принять ислам или платить исламский налог, будут убиты".
Тоденхофер спросил боевика о том, как они относятся к другим религиям, особенно к шиитам.
"Что если 150 миллионов шиитов откажутся принять вашу веру?"
"150 миллионов, 200 миллионов, 500 миллионов, для нас нет разницы, – ответил боевик. – Мы их всех убьем".
Казни
Когда речь зашла о казнях и рабстве, особенно среди женщин, участников разговора захлестнули эмоции.
"То есть вы и правда считаете, что человечество должно развиваться по пути рабовладения и казней?" – осведомился Тоденхофер.
"Рабы прекрасно двигают прогресс, – последовал ответ. – Только глупцы думают, что среди христиан и иудеев не практикуется рабство. Многих женщин гораздо худшим образом склоняют к проституции. Скажу так: рабство отлично нам помогает, и мы продолжим казнить людей и уводить в рабство, ведь это часть нашей религии… многие рабы обратились к исламу и были освобождены".
Представитель ИГ заявил, что в казнях западных журналистов и медицинских работников виноваты Соединенные Штаты. "Людям следует задуматься о Джеймсе Фоули. Он был убит не из-за нашей войны. Причиной его смерти стала надменность правительства, отказавшего ему в помощи".
Даже с учетом недавней победы курдских сил в северном Ираке, Тоденхофер утверждает, что экстремисты окапываются, создают правительство и определенно не теряют контроль над основными зонами Ирака и Сирии.
"Думаю, Исламское Государство гораздо опаснее, чем думают западные лидеры, – говорит он. – Они верят в то, за что сражаются и готовят самую масштабную религиозную чистку из всех, что были на нашей планете".
Теги: Юрген Тоденхефер, Исламское Государство, Сирия, Ракка, Ирак, Мосул, Абу Бакр аль-Багдади, христиане, шииты, США, курды, Джеймс Фоули