"Я отреклась от него", говорит женщина, живущая в окрестностях Сулеймании, о преступлении, совершенном ее сыном – Шваном Бахтияром - членом "Исламского государства" (ИГ), расстрелявшим пленного пешмерга.
"Раньше Шван никогда не говорил о религии, от куда я могла знать, что он присоединится к ИГ?" – плачет она.
Женщина стыдится назвать свое имя, она просит ограничиться ее инициалами – С.М., и говорит, что теперь она не смеет поднять голову: вокруг нее мужчины и женщины Курдистана, которые либо присоединились к пешмерга, либо молятся за их успех в войне с террористами.
С.М. говорит, что Шван и его друзья были "тихими": "Когда его друзья приходили домой, они ни с кем не говорили".
Сестра Швана разделяет позор своей матери, и не в силах больше ходить в школу. "Как я могу пойти сейчас в школу? Что люди думают обо мне?".
По словам девушки, ее брат не был очень консервативен и никогда не указывал, как ей одеваться. "Он был очень занят в Интернете, когда он был дома".
В сентябре прошлого года Шван покинул свой дом и больше не вернулся. "Мы думали, что он отправился в Саудовскую Аравию, чтобы учиться, потому что он перестал ходить в местную школу", говорит его мать.
Только после просмотра видео ИГ, выложенного в Интернет более недели назад, семья узнала, что их сын ушел к исламистским боевикам – все были шокированы.
"Я отрекаюсь от него, он не мой сын", плачет мать, у которой два других сына ушли добровольцами в силы пешмерга.
Шван был студентом четвертого курса в Институте исламских наук в Сулеймании. Один из его учителей говорит, что тот перестал ходить в школу по религиозным соображениям.
Преподаватель Кемаль Абубакир вспоминает Швана как спокойного и тихого человека: "Он не был ненормальным в каких-либо заметном смысле, и он не был очень хорошим студентом".
По словам бывшего учителя, Шван носил длинные волосы, что было против правил школы. "Но он отказался подстричь их, сказав, что это рекомендуется религией. Мы сказали ему, что он должен покинуть школу, если решил нарушить правила. Он решил оставить свои волосы", говорит Абубакир.
В рядах ИГ находятся добровольцы из разных стран мира, в том числе из Курдистана. Пока не ясно, сколько религиозных организаций Курдистана тайно поддерживают ИГ.
"Обязанность органов безопасности исследовать и раскрыть эту информацию", говорит Абубакир. "Исламские политические партии, участвующие в политическом процессе Курдистана, отрицают, что они поощряют людей присоединяться к ИГ, но я уверен, что в этих партиях есть люди, которые это делают", добавляет он.
"По имеющейся у меня информации, 500 молодых курдов присоединились к ИГ", говорит Мариван Накшбанди, бывший глава отдела связей со СМИ при министерстве религий Курдистана. "Восемьдесят пять процентов из них учились в государственных или частных религиозных институтах, или в исламских колледжах на одном из этапов своей жизни," говорит он.
Всего в Курдистане высшее религиозное образование получают 7500 студентов, 2000 из них - женщины.
За время войны с "Исламским государством" - начиная с июля 2014 года - в рядах пешмерга погибли более 1000 курдов.
На фото: Шван Бахтияр с пистолетом над пленным пешмерга.
Теги: Иракский Курдистан, Курдистан, пешмерга, Исламское Государство, Шван Бахтияр, курды