В Турции в приграничной зоне в последние дни задержаны семеро граждан России, которые, очевидно, намеревались попасть в Сирию, чтобы вступить в ряды группировки "Исламское государство". Об этом сообщили российские СМИ со ссылкой на пресс-релиз, обнародованный накануне турецкими региональными властями.
Согласно распространенной информации, двое граждан России при попытке перейти границу были схвачены 4 апреля, а 7 апреля при аналогичных обстоятельствах задержали еще пятерых. Имена их не разглашаются, но все они подлежат депортации.
Ранее глава ФСБ Александр Бортников признал, что на стороне "ИГ" в Ираке и Сирии воюют до 1,7 тыс россиян. В РФ деятельность группировки официально запрещена.
Известно, что к боевикам "Исламского государства" в Сирии и Ираке присоединились граждане более чем 80 государств мира.
Госсекретарь США Джон Керри в связи с терактами в Кении, которые совершила группировка "Аш-Шабаб", связанная с "Аль-Кайдой", заявил, что "всем странам и группам населения необходимо объединиться в борьбе с воинствующим экстремизмом".
Но можно ли в существующих реалиях разработать эффективные меры, способные перекрыть путь потоку рекрутов "ИГ"? Эксперт Московского центра Карнеги, профессор Алексей Малашенко уверен, что нет.
"Поставить "железный занавес” по всему периметру границы с Сирией и Ираком просто нельзя,– сказал он Русской службе "Голоса Америки". – Желающие все равно будут проникать с самых разных сторон. Заслон здесь, в принципе, невозможен".
По его мнению, такая ситуация будет продолжаться, пока существует "Исламское государство".
"Если его идеология для определенного круга людей, несмотря на множащиеся факты зверств и варварства террористов, останется привлекательной или кому-то просто очень захочется поехать повоевать, это никак не остановить", – констатировал профессор.
Международная коалиция, возглавляемая США, продолжает наносить авиаудары по позициям "ИГ". Но можно ли считать, что исламский терроризм сейчас отступает, особенно в контексте последних кровавых событий в Тунисе и Кении?
По словам Алексея Малашенко, международный терроризм "как пузырь, перемещается в пространстве".
"Исламский терроризм – вершина огромного айсберга. – заметил он. – Это сложный политический и религиозный феномен, который одномоментно устранить невозможно. Его можно лишь ограничить, уничтожив кого-то из лидеров движения".
Как ему представляется, избавиться от этого зла, в обозримом будущем вряд ли удастся: "Мы же видим, что творится по всему миру. Волна терроризма идет по нарастающей".
Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Андрей Яшлавский также полагает, что джихадизм не идет на убыль.
"Это – гидра, чудовище у которого одну голову отсекаешь, а на ее месте, к сожалению, вырастают две новые", – подчеркнул он в комментарии Русской службе "Голоса Америки".
Яшлавский выразил опасение, что человечеству придется долго сталкиваться с терроризмом в том или ином виде. Одновременно он не исключил возникновения новых "очагов заболевания" в разных странах.
"Например, тот же самый Тунис относительно других стран Ближнего Востока был довольно безопасной страной, – напомнил он. – Там самый крупный теракт был в 2004 году, когда смертник взорвал заминированный грузовик на острове Джерба, около синагоги, и там тоже было убито много иностранных туристов. Тем не менее, Тунис традиционно воспринимался, по крайней мере до "арабской весны”, как одна из самых "тихих гаваней” арабского мира".
Увы, сегодня это уже далеко не так, резюмировал эксперт.
Теги: Исламское Государство, Россия, Турция, Александр Бортников, Сирия, Ирак, Джон Керри, Аль-Каида, Алексей Малашенко, Андрей Яшлавский, Тунис