Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Ваграм Петросян: "Мы должны стремиться к стратегическому партнерству"

Просмотры7709Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2015-04-21
Ваграм Петросян: "Мы должны стремиться к стратегическому партнерству"

Kurdistan.Ru представляет интервью с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры международных отношений и дипломатии факультета международных отношений Ереванского Государственного Университета, заведующим отделом армяно-курдских отношений Института  Арменоведческих исследований Ереванского Государственного Университета, ПЕТРОСЯНОМ Ваграмом Самвеловичем. 


- Господин Петросян, пожалуйста, расскажите нашим читателям о деятельности вашего отдела. Какие задачи Вы как руководитель ставите перед своими сотрудниками, и какие задачи ставит перед Вашим отделом Ереванский Государственный Университет? 

Армяно-курдские отношения находятся в ряду важнейших направлений арменоведческих исследований. Этим и обусловлено создание отдела Армяно-курдских отношений в рамках Института арменоведческих исследований ЕГУ. Директором Института арменоведческих исследований является сам ректор ЕГУ, член-корр. НАН РА, проф. Арам Грачикович Симонян. И я счастлив, что он один из немногих, кто реально понимает научное и политическое значение деятельности нашего отдела и поддерживает нас. В контексте армяно-курдских отношений ряд важнейших направлений по сей день был полностью проигнорирован. Несмотря на то, что армяно-курдские отношения охватывают широкие исторические, политические, экономические, цивилизационные, религиозные, культурные, демографические и социологические рамки, в армянской историографии в основном рассматривается линейная и хронологическая история армяно-курдских отношений. Кроме того, армянская (как и курдская) историография и общество еще не полностью освободились от некоторых традиционных стереотипов, имеющихся в прошлом.  Ведь даже  с хронологической точки зрения рассматриваются в основном проблемы прошлого, не связывая их с задачами и вызовами современности. Задача глубоко не изучена в контексте региональных процессов и проблем безопасности, следовательно требует многостороннего подхода, учитывая наличие двух армянских республик (РА и НКР), становление Курдской федеральной автономии в Иракском Курдистане, курдские развития в регионе и фактор Регионального правительства  Иракского Курдистана (KRG), перспективу разработки моделей развития отношений стран Южного Кавказа. Целями Отдела армяно-курдских отношений Института арменоведческих исследований ЕГУ являются: 

Представить армяно-курдские взаимосвязи и отношения в контексте широких исторических, политических, экономических, цивилизационных, религиозных, культурных, демографических и социологических кругов.

 ➢ Проанализировать причины и этапы интернационализации армянского вопроса и курдской проблемы в контексте сравнительного исследования. ➢ Рассмотреть реалии взаимозависимости и взаимного влияния в контексте "Армянский вопрос"-"курдский фактор" и "курдский вопрос"-"армянский фактор", исследуя также и вопросы освободительной борьбы армянского и курдского народа. 

Изучить многоязычные источники и профессиональную литературу, касающуюся армяно-курдских отношений и контактов. 

Представить роль властей Армении и вклад армянской интеллигенции в дело исследования курдской истории и культуры. 

Рассмотреть достижения и проблемы Регионального правительства Курдистана в контексте региональных развитий, взаимоотношения Курдистана и региональных держав, и причины активизации курдского фактора в регионе. 

В свете региональных развитий детально проанализировать и представить в виде полноценной системы значение   армяно-курдских отношений и их задачи.

Отдел армяно-курдских отношений Института арменоведческих исследований ЕГУ планирует опубликовать серию исследований, охватывающих вышеупомянутое поле. Более того, в результате критического анализа будут представлены не только новые подходы, но и будут представлены точки зрения и выводы известных курдоведов в переводе (на армянском языке), которые в основном были проигнорированы в армяноязычных источниках. Кроме того будут представлены ценные армяноязычные источники и специализированная литература, касающаяся курдоведения (на русском и английском языках). Языковая база сотрудников отдела разнообразна и взаимодополняема, в созданную исследовательскую группу включены специалисты, владеющие армянским, курдским, персидским, русским, турецким, английским и рядом других языков. Исследования и публикации отдела будут иметь не только теоретическое, но и практическое значение. 


- Вы можете рассказать, почему Вы выбрали для себя именно это направление научной деятельности?

 Мотивации как личные, так и профессиональные. Возможно это прозвучит нескромно, но я бы хотел возродить традиции армянской школы курдоведения и сам себя считаю последователем Акопа Казаряна (Лазо). Еще в Институте Востоковедения НАН РА, где я имел честь работать, мне довелось заслужить внимание и доверие известных курдоведов Максима Хамояна, Карлене Чачане. Тогда же, в середине 1990-х гг., когда я проходил стажировку в Институте Востоковедения РАН (Отдел Туркологии), имел честь также общаться с ведущими  исследователями курдской проблемы М. С. Лазаревым, О. И. Жигалиной и Ш. Х. Мгои. "Англо-турецкие отношения и мосульская проблема (1918-1926 гг.)” - такова была тема моей кандидатской диссертации, где я не обошел и курдскую проблематику. Уже после защиты в 1998 г. я полностью переключился на курдскую проблему, хотя изучаю ее с 1991 г. и еще в 1992г. я поверил в создание курдского государства. Желание создать действительно что-то новое или возродить хорошо забытое старое, стремление быть участником воистину исторических событий всегда были моими приоритетами. Мой интерес к курдскому народу и к курдской проблематике привел к тому, что в последствии я собрал довольно-таки солидную библиотеку о курдах. Но главное я многое знаю об этом народе не из книг, так как предпочитаю непосредственные контакты.


- Сотрудничает ли Ваш отдел с курдскими организациями в Армении, России и СНГ. Есть ли у Вашего отдела контакты с институтами в других странах и в Курдистане в частности?

 Наш отдел сотрудничает с определенными курдскими организациями в самой Армении ("Курдский национальный совет Армении”, Комитет "Курдистан”, курдская газета "Загрос”)  и стран постсоветского пространства.  Есть у нашего отдела также контакты с институтами и научными центрами в западных странах. Мы получили от них серьезные предложения  о сотрудничестве, со своей стороны передали им свое видение сотрудничества, перспективы которой на данном этапе мы рассматриваем. Обсуждаем также определенный круг вопросов, представляющих взаимный интерес с Представительством Регионального правительства Курдистана в Москве и с представителем Демократической партии Курдистана в России и СНГ. С курдскими коллегами у нас сложились доверительные отношения и меня порой удивляет схожесть наших взглядов. Естественно есть и вопросы, относительно которых наши взгляды могут категорически не совпасть. Но мы смотрим в одном направлении и мы мыслим одинаково, просто с разных исторически сложившихся позиций. Сам я всегда предпочитаю прямые контакты (армяне и курды, армяне и турки), обсуждение проблематичных вопросов без посредников, с обязательным условием комплексного подхода - в контексте региональных развитий. 

Наш отдел также обсуждает определенный круг проблем с турецкими курдоведами и с курдскими политическими деятелями Турции. Есть определенные контакты также с курдоведами России. Некоторые из этих контактов еще не переросли в реальное или плодотворное сотрудничество. Это и не обязательно. Ведь перспективные контакты, которые строятся на доверии, всегда перерастут в реальное сотрудничество. Наша цель не искусственное увеличение списка этих контактов, а их качество и трансформация контактов в научно-аналитическое и информационное плодотворное сотрудничество. В этом контексте мы особенно заинтересованы в сотрудничестве с Вашим новостным сайтом – Kurdistan.ru  


- Республика Армения намерена открыть свое Генеральное консульство в столице Иракского Курдистана, Эрбиле. Насколько мы знаем, вопрос этот обсуждается уже давно.Что на Ваш взгляд повлияло на окончательное решение Армении? 

 
Еще  в  2010-2011гг. определенные должностные  лица  Армении  начали  говорить  о  намерении  нашей страны открыть  свое консульство в  Эрбиле. Я  сам, как  эксперт,  выступил  за  этот  шаг и поддерживал эту идею. Курдский  район  на  севере  Ирака (Иракский Курдистан) не  только  де-факто,  но  и  де-юре  является  автономной  федеративной  единицой. Будет ли  иметь Региональное Правительство Курдистана де-юре  независимость или  нет, сейчас, с  точки  зрения  рассмотрения  данного фактора, имеет  второстепенное  значение. По  большому  счету  этот  район уже де-факто  независим.  Мы (Республика  Армения)  имели  ряд  причин  для того, чтобы  иметь  такое  присутствие  в  Эрбиле, и  меньше  причин,  чтобы  этого не  делать. Как  я  уже отметил,  сам  я всегда  был  сторонником  подобного  шага  и  даже  думаю,  что  официальное  присутствие  Армении  в  Эрбиле  с  временной  точки  зрения  было сделано лет на  десять  позднее оптимально возможного, хотя  и  сейчас  возможно не слишком поздно. Вопрос в  том,  что,  если  бы   мы  сделали  этот  шаг  непосредственно  после  принятия  новой  конституции Ирака (в 2005 г.) или чуть позже, мы бы стали  более  ценными  партнерами друг для друга. Но  мы  предприняли  это  десять  лет  спустя  не  по  вине  армянской  стороны. Были и  определенные юридические препятствия.   

Как известно, согласно новой конституции Ирака, региональные власти Курдистана имеют право открывать свои представительства в тех странах, в которых имеются посольства Ирака. Соответствующая статья Конституции Республики Ирак, принятой в 2005 году (Статья 121, пункт 4) гласила: "Регионы и губернаторства учреждают представительства в посольствах и дипломатических миссиях с тем, чтобы развивать культурные и социальные отношения”. Дипломатические отношения между Республикой Армения и Республикой Ирак были установлены в 2000г. подписанием в Москве соответствующего протокола. В том же году страны открыли дипломатические миссии в обеих столицах. С 2003г., в связи с началом военных действий в Ираке, была временно приостановлена деятельность дипломатических представительств в обеих столицах. Армения вновь открыла свое посольство в Багдаде в октябре 2010 года. И только в конце 2012г. посольство Ирака возобновило свою деятельность в Ереване. 

В свою очередь, Республика Армения придерживалась осторожной и выжидательной политики в этом вопросе, учитывая как внешний круг проблем, так и фактор армянских общин в арабских странах. Лишь в феврале 2014 года, во время своего официального визита в Ирак, Министр иностранных дел Армении Э. Налбандян заявил, что Армения откроет свое Генеральное консульство в Эрбиле. 

Уже через год после  вышеуказанного заявления  министра  иностранных дел  Армении, некоторые  армянские  эксперты  попытались  объяснить  отсрочку  учреждения  консульства  Армении в  Эрбиле (июнь  2015г), степенью  независимости  внешней  политики  Республики Армения. Но я не склонен к подобным  объяснениям, потому  что  те государства, мнение  которых  теоретически должна была учитывать РА, давно  уже  были  представлены  в  Эрбиле  или  в  Сулеймании. Такие вопросы, как  открытие  генерального  консульства, требуют  серьезных  обсуждений  и   времени, даже  после  принятия принципиального  решения о ее открытии.                  

С  армянской  точки  зрения  существует  несколько  причин  для  углубления  отношений  с  Иракским  Курдистаном.

  Армянские  общины  в  Ираке  и  Сирии  стали  жертвами  преследований  радикальных  исламистских  группировок.  Определенная часть иракских армян  нашла  пристанище  в  районах, подконтрольных   Региональному Правительству Курдистана (Рег. ПК). Обеспечение  безопасности  и  благосостояния  последних  является моральным долгом  Республики Армения.

Курдские развития приобретают значение политического  фактора в региональном контексте. Турецкие курды-непосредственные  соседи  Армении, а Региональное Правительство Курдистана является дальним и косвенным  соседом  в  "тылу"  Турции. Стратегическая  важность  Регионального Правительства Курдистана для  Армении несомненна.

Эрбиль  предоставляет  огромные  экономические  возможности, у  него  есть  свои    собственные  богатые  природные  ресурсы, плюс  17%  бюджета  Ирака. Правда, сейчас Региональное правительство Курдистана стоит  перед  большими, неслыханными трудностями и вызовами, но мы надеемся, что скоро  Иракский Курдистан снова оправдает свою репутацию "другого Ирака". Армянское экономическое и политическое присутствие  в Иракском Курдистане может способствовать увеличению импорта курдских энергоносителей (в частности дешевых  нефтепродуктов),  экспорту  армянских  промышленных товаров и сельскохозяйственных продуктов, а также углублению сотрудничества в сфере услуг.  Сотрудничество между  Республикой Армения и Региональным правительством Курдистана открывает также и другие возможности. Армения, которая  имеет  высокие  критерии  образования, может  предоставить Иракскому Курдистану высококвалифицированных  специалистов  для  разных  отраслей народного хозяйства. Армения может предложить услуги специалистов как самой Армении, так и армянской диаспоры в области информационных технологий и здравоохранения, может оказать  содействие  Региональному правительству Курдистана в  сфере  культуры  и  образования, а  также  сотрудничать с ней  в области туризма. 

Иракский  Курдистан, в  свою  очередь  имеет  несколько  веских  причин  углубления  отношений  с  Арменией.

Установление и налаживание  отношений  с  Арменией  увеличивает  альтернативные возможности Иракского Курдистана, расширяя рамки ее маневроспособности.  В  контексте отношений между  Турцией и Иракским Курдистаном, Армения приобретает роль  дополнительного  рычага,  а  также  своеобразного резервного варианта  на  случай  ухудшения  турецко-курдских  отношений.

Открытие  в  Эрбиле Генерального консульства Республики Армения  не  только  увеличивает число иностранных  представительств, действующих  на  территории Регионального Правительства Курдистана,  но  и  усиливает  политические  позиции  и  полунезависимый  статус  последнего.

В  случае  углубления  отношений  между Арменией и РПК и  в  случае  достижения Иракским  Курдистаном своей  независимости или даже  сохранения  статус-кво, налаживание  отношений  и расширение сотрудничества с Арменией, а также их дальнейшее углубление в будущем, могут  гарантировать Иракскому Курдистану дипломатическую поддержку Армении и еще  один  голос, поданный Республикой Армения  (в  ООН  и  в  других  международных  организациях) в пользу Регионального Правительства Курдистана или независимого курдского государства.

В контексте региональных развитий (в таких странах, как Ирак, Турция и особенно  Сирия, ИРИ и Ливан) армянская  община  может  стать  потенциальным  союзником или партнером курдов.

Другой, дополнительной  сферой  армяно-курдского  сотрудничества  может  стать  хорошо слаженный, организованный и систематизированный  лоббизм (как формальный, так и неформальный)  и  тесное сотрудничество  между  армянской  и  курдской  диаспорой. Тесное взаимодействие между Республикой Армения и  Региональным Правительством Курдистана придадут еще  большую  эффективность вышеуказанному сотрудничеству.

- Считаете ли Вы готовящееся открытие консульства Армении в столице Иракского Курдистана, Эрбиле, и переговоры, идущие между армянскими и курдскими  чиновниками в последние месяцы, событиями, сигнализирующими о преодолении  разногласий и начале периода сотрудничества?

Насколько  мне  известно, Республика  Армения и Региональное правительство Курдистана  не  имеют каких-либо серьезных  разногласий, и  до  сегодняшнего  дня  имели  место  лишь  редкие  недоразумения. Тем  не  менее  отношения  между Республикой  Армения и Иракским Курдистаном  являются  лишь  частью  (хотя и  очень  важной  частью)  довольно-таки  сложных  армяно-курдских  взаимоотношений. Однако мы не можем и не должны ограничиваться этими рамками.

Преодоление  армяно-курдских разногласий и начало периода сотрудничества - это путь, которую нельзя избежать и которую нужно пройти, учитывая как геополитическую, так и геоэкономическую реальность. Если взять не весь спектр армяно-курдских отношений, а только отношения между Республикой Армения и Иракским Курдистаном (учитывая официальные переговоры, идущие между армянскими и курдскими  чиновниками, а также полуофициальные контакты между армянскими и курдскими представителями в последние месяцы), то с уверенностью можно сказать, что позитивные тенденции дают нам повод для оптимизма.  

- Какие шаги, по Вашему мнению, необходимы для укрепления этой тенденции?

Мы – армяне  и  курды  слишком часто  говорили  о  курдском  и  армянском  факторах, о необходимости сотрудничества, но  сделано  очень  мало  в  этом  направлении. Из  этого  следует,  что  во  первых, надо  перейти  от  слов  к  делу. Следовательно,  прежде  всего  надо  реализовать  то, вокруг  чего  были  обсуждения  и  были  достигнуты  соглашения и договоренности. Для начала мы можем

Систематически информировать друг друга по вопросам региональной политики и безопасности;

С этой целью периодически проводить встречи представителей обеих сторон для консультаций; 

Организовать поездки делегаций Иракского Курдистана в Армению, и делегаций Армении - в Иракский Курдистан; 

Способствовать распространению информации о жизни Армении в СМИ Иракского Курдистана и о жизни Курдистана в СМИ Армении; 

С этой целью организовать взаимные поездки журналистов в Армению и Иракский Курдистан; 

В рамках двусторонних отношений оказывать содействие армянской диаспоре Иракского Курдистана в установлении связей с Арменией и курдской диаспоре Армении - с Иракским  Курдистаном;

Оказывать содействие расширению и укреплению связей между Арменией и Иракским Курдистаном в области экономики, культуры, образования и спорта.

Во вторых, для  укрепления  двусторонних  отношений и достижений  нужны определенные гарантии  в  региональном  контексте. Всегда  желательно  иметь  прямые контакты и  даже  официальные  отношения  с  любым  государством  или  политической  структурой (политическим образованием), имеющим определенное  влияние в регионе. Но  внешняя  политика  Армении  и  внешнеполитические  связи  Регионального правительства Курдистана  должны  основываться не только на взаимном  доверии, но и на  осмотрительном и осторожном  реализме. Не надо  забывать и того, что государство Ирак де-юре существует (несмотря на то, что  Региональное правительство Курдистана фактически  является полунезависимой федеральной автономией), и  взаимоотношения  между Ереваном и Эрбилем де-юре развиваются  в  контексте  армяно-иракских отношений. Нельзя забывать также о  факторе  Исламского  Государства, и недооценивать сам факт реального и тесного  сотрудничества между Турцией и Иракским Курдистаном. Однако было бы неправильно рассматривать отношения между Республикой Армения и Иракским Курдистаном сквозь призму  ситуационного  и  тактического сотрудничества. Мы должны стремиться к стратегическому партнерству. В  противном  случае  в очередной раз проиграем в большой региональной игре, упустив возможно, последний  шанс  для  улучшения  армяно-курдских  отношений  и превращения  этих отношений в фактор, способствующий  региональной  стабилизации.

В третьих, опыт  сближения позиций и отношений между Республикой  Армения и Иракским  Курдистаном  следует  распространить  на весь спектр армяно-курдских отношений. Как  я  уже отметил,  Иракский  Курдистан является лишь частью  довольно-таки сложного  курдского  вопроса.

В четвертых, нужно вести открытый армяно-курдский диалог с привлечением экспертов и влиятельных представителей двух народов (в рамках армяно-курдского постоянно действующего  форума или коммиссии сотрудничества), без каких-либо табу, рассматривая все без исключения претензии друг к другу, подчеркивая также позиции сторон относительно решения данных проблем. 

В пятых, необходимо  создать  благоприятную и позитивную атмосферу  в  СМИ, что  будет  способствовать  успехам и дальнейшему продвижению  армяно-курдского  диалога. Негативная тенденция такова, что армяно-курдские контакты, а тем более  соглашения, в обязательном порядке  должны предусматривать также  совместные  заявления  о  договоренностях  сторон  прекратить  взаимные  обвинения  в  СМИ.

 

- Что более всего может способствовать сближению курдского и армянского народов?

Непосредственный и конструктивный диалог, который должен перерасти в переговоры. Курды, наверное, один из немногих народов на всем Ближнем и Среднем Востоке, который всегда открыт для диалога. В этом они очень похожи на армян. Для них практически не существует запрещенных тем для обсуждения. Но они оба плохие переговорщики... А диалог и переговоры - это не одно и то же. 

Часто рядовые коментарии относительно определенного интервью или статьи на тему армяно-курдских отношений перерастают во взаимные обвинения и анти-пропаганду, причем на самом низком и дилетантском уровне, с привлечением псевдодоброжелателей других народов. 

 

- В таком случае, что можно действительно изменить, чего следует остерегаться?

 
На мой взгляд, давно пора перейти от "негативного” сотрудничества к "позитивному”, т. е. нужно научиться дружить и сотрудничать не против кого-то и какой-либо страны, а во благо двух народов. Потому что чаще всего мы стараемся всего лишь использовать друг-друга против своих недругов, а в итоге сами становимся орудием в чужих руках. К сожалению порой создается такое впечатление, что потенциальный союз армян и курдов держится в основном на их потенциальном сотрудничестве против Турции. Из чего следует, что нынешнее тесное сотрудничество между Курдистанским региональным правительством Иракского Курдистана и Турцией или потенциальная нормализация отношений между Арменией и Турцией (чего не следует ожидать в ближащем будущем) может ослабить мотивации их  непосредственного сотрудничества. Конечно, для реального сотрудничества нужны реальные интересы, но их тоже нужно диверсифицировать. Более того, порой армяне и курды максималисты только по отношению друг к другу: от "картографической войны”, споров в контексте национальной культуры и фольклора до этнического происхождения отдельных деятелей и названия городов. Приведу интересный пример: город Диярбакыр армяне исторически называют Тигранакерт, курды-Амед, но в армяно-курдских дискуссиях стороны порой предпочитают турецкое название Диярбакыр. То есть-лучше турецкое название, чем армянское или курдское. 

Нужно подготовить также своеобразный SWOT анализ (сильные и слабые стороны, возможности и угрозы) армяно-курдских отношений и перевести его в практическое рассмотрение. Я сам работаю над одним из подобных проектов. Я сам считал себя неисправимым оптимистом. Но я не могу игнорировать определенные тенденции и факты. И меня  прежде всего волнует, что может помешать сближению курдского и армянского народов. Меня особенно беспокоит худший сценарий армяно-курдских отношений - а именно дальнейшее ухудшение этих отношений. Понимаете, армяно-курдские отношения в целом "претерпевают определенные негативные трансформации”, все чаще в курдской прессе появляются антиармянские публикации, и я абсолютно согласен с  известным российским политологом  Андреем Арешевым, что  "участившиеся критически настроенные по отношению к армянам и Армении публикации в отдельных курдских СМИ могут, с одной стороны, отражать лишь точку зрения их авторов, а с другой - свидетельствовать о тревожных тенденциях, которым необходимо активно противостоять, прежде всего - в информационной сфере". Удастся ли нам изменить ситуацию в нужном для себя позитивном русле? Для этого нужно не только желание, но и политическая мотивация. Политический климат полон неопределенности: Иракский Курдистан воюет с Исламским государством, Армения (Республика Армения и НКР)- с Азербайджаном, проект армяно-турецкой нормализации провалился, проект "курдской” ("демократической”) инициативы в самой Турции переживает период застоя. Некоторые объективные и субъективные процессы могут негативно отразиться на армяно-курдских отношениях: 

Во-первых, как правильно замечает вышеуказанный эксперт, "В советские времена Армения являлась одним из признанных центров культуры советских курдов, создавая привлекательный имидж этой республики для курдов, проживающих в различных странах мира. После 1991 года этот фактор сошел на нет, а через несколько лет, когда окончательно уйдет на покой поколение курдских ученых, писателей, деятелей искусства, подготовленных в Армении в советское время, процесс будет окончательно завершен. С чем останемся?”.

Второе, тесное сотрудничество между Турцией и Иракским Курдистаном, турецко-курдский диалог внутри Турции, определенные изменения в политике турецкого правительства по отношению к курдам, очевидно, определенным образом скажутся и на отношении курдских общественно-политических кругов к Армении и армянам. 

В третьих, армяне  и  курды  должны  быть  достаточно  осмотрительными,  осознавая, что  Турция  максимально  будет  стремиться  не  допустить  армяно-курдского сближения. Параллельно с беспрецедентными развитиями в контексте курдского вопроса в  Турции  пустили в обращение проблему криптоармян или скрытых армян  и армян-мусульман — потомков западных армян, живущих на территории современной Турции и скрывающих, по политическим и иным причинам, свое армянское происхождение. Особенно интенсивно обсуждается вопрос армян Западной  Армении, которые  в свое время вынужденно принимали  ислам.

Этот  вопрос  требует  более  ответственного  подхода  и  должен  рассматриваться  в  рамках  треугольника  армяне-турки-курды. Как турецкие политические расчеты, так и возможные последствия раскрутки данного  вопроса  находятся в  центре  внимания  некоторых  армянских  аналитиков. В  частности, в  своей  статье, вышедшей под заголовком  "1915 г.  – уничтожить   армян с помощью  курдов, 2015 г. – ослабить   курдский  фактор с помощью  армян" Тиран  Локмагезян развивает  следующую  мысль: "К  столетию  Геноцида  армян турки начали  интересную  игру. В  разных  турецких  кругах  время  от  времени  озвучивается идея, что  в определенных рамках армяне  могут обеспечить свое присутствие  в  Западной  Армении. Оживились  криптоармяне-вероотступники  Западной  Армении, многие  из  них  обращаются к старой вере  (принимают  Христианство - В. П.), создаются  различные  армянские  союзы  и  клубы, косвенным  образом  одобряется  приток  туристов  из  Республики  Армения  и  т. д. Подобная  новая  политика  связана  не  только  со  столетием  Геноцида, но и прежде  всего  с  проблемой  номер  один  для Турции – с курдским  вопросом. Турки  стремятся  в  противовес  курдам  сформировать другой  элемент. Но  так,  чтобы  этот  элемент  не  превратился  ( не перерос– В. П.) бы  в  фактор. В  начале  века  турки  решили  армянский  вопрос  в  основном  с  помощью  курдов, сейчас они пробуют  ослабить  курдов с помощью армян, и для этой  цели, вроде  бы готовы  мириться с  присутствием и деятельностью армян  в   Западной  Армении. Является ли это игрой в которую стоит играть? Обречены ли мы на поражение уже в самом начале развитий?  Ловушка или окно возможностей?" Я думаю, что курды и армяне должны "играть" вместе, оставить в сторону старые стереотипы, диверсифицировать общие интересы и перейти от "негативного” сотрудничества  к "позитивному”.


- Являются ли препятствием к развитию этих отношений территориальные претензии Армении к Турции (Северному Курдистану, который в Армении называют Западной Арменией)?

 
Во первых, хотел бы уточнить, что официально Республика Армения не предъявляла никаких территориальных претензий  к Турции. Тем не менее, в результате Геноцида армян, армяне лишились также своего отечества, создав государство на его периферии. Следовательно, проблема остается. Армяне требуют признания самого факта Геноцида, его осуждения и компенсаций. Нельзя уничтожить целый народ, лишить его отечества, имущества, а потом просто извиниться. 

Во вторых, на мой взгляд, для реальной стабильности нужен комплексный подход и трехстороннее урегулирование (не обязательно территориальное, но и не исключая территориальное), с участием армянской, турецкой и курдской сторон. Решать же проблемы с применением линейных подходов, рассматривая проблемы по отдельности (армяно-курдские отношения, армяно-турецкие отношения и турецко-курдские отношения) - это ни к чему не приведет. Но в этом формате и в случаи выдвижения нереальных требований, Армения рискует остаться наедине с объединенным турецко-курдским фронтом. С другой стороны, полное игнорирование армянских интересов, тоже ни к чему не приведет.

Как я уже отметил для реальной стабильности нужен комплексный подход и трехстороннее урегулирование (не обязательно территориальное, но и не исключая территориальное), с участием армянской, турецкой и курдской сторон. 

В качестве же  возможного компромисса можем  рассмотреть  финансовую  компенсацию, предоставление  Республике Армения и ее гражданам некоторых концессионных  прав на востоке Турции (в  Западной  Армении  и  в  районах  Восточной  Армении, которые  перешли  к Турции  в  1921г  или  в  Турецком  Курдистане), освобождение  армянских  бизнесменов  от  турецких налогов, создание  свободных  торговых  зон, предоставление  армянам  прав  приобрести земельные участки и недвижимость и т.д..  

В третьих, при компромиссном (парижском) армяно-курдском подходе термины Армения (включающая  лишь определенную часть "Западной Армении”) и Курдистан (включающая  лишь определенную часть "Северного (Турецкого) Курдистана” не противоречат друг-другу. Ведь по Севрскому мирному договору южная граница Армении является северной границей Курдистана. 

В четвертых, следует уважать историческую и политическую терминологию друг-друга, географические названия (топонимы), их происхождение, смысловое значение, развитие и современное состояние.  Нужно обсуждать вопросы, связанные с возможностью параллельного использования вышеуказанной  терминологии.


- Считаете ли Вы, что бурное развитие крупных нефте-газовых проектов в Ближневосточном регионе, осуществляемых в обход территорий и без участия Армении и Восточной Турции (или Турецкого Курдистана), таких как "Карс" или "Южный поток", наносит армянам и курдам экономический и политический ущерб?

На время  оставим в сторону не  приводящие  ни  к  чему споры  относительно понятий  Западная  Армения, Турецкий  Курдистан  или Восточная  Турция. Свое видение я уже разъяснил выше. Но я бы  хотел подчеркнуть  следующее. Политическая  обстановка  в  регионе, в  частности  попытки изоляции Армении  в  рамках региональных  проектов (нефтепровод Баку-Джейхан, проект железной дороги Баку-Тбилиси-Карс, стратегический проект газопровода Баку-Тбилиси-Эрзрум и т. д.) приводят к необходимости сотрудничества  Армении  с  новой  силой (в качестве дополнения), что является жизненной необходимостью.  

Вопрос в том, с какой из альтернативных сил мы хотим и можем иметь перспективное сотрудничество. Теоретически, подобной "новой силой" могут стать Иракский Курдистан и турецкие курды. Создание  нового  формата  для  армяно-курдских  отношений  может  привести к  равновесию  сил  в  регионе, что даст Республике Армения  возможность  предотвратить формирование  нежелательных  союзов и изоляцию в  рамках региональных  геоэкономических и геополитических проектов.

 

- Как Армения относится к тому, что Ирак до сих пор не признал геноцид армян?

Геноцид армян в Османской империи  для нас является историческим фактом. Это не теорема, которую следует доказать. Правда хорошо известна и самой Турции, которая отрицает этот факт, и  большинству тех стран которые по политическим соображениям до сих пор не признали и не осудили данное преступление против человечества. Геноцид армян официально признан многими странами мира: Уругваем, Россией, Францией, Литвой, нижней палатой парламента Италии, большинством штатов США, парламентами Греции, Кипра, Аргентины, Бельгии, Уэльса, Национальным Советом Швейцарии, Палатой общин парламента Канады и сеймом Польши, а также Ватиканом, Европарламентом и Всемирным советом церквей. Я извиняюсь, но всех не перечислить. Процесс не возможно остановить. В этом году в день православной Пасхи и в начале мессы по случаю 100-летия геноцида армян, с осуждением "первого геноцида ХХ века" выступил и Папа Римский Франциск. "Скрывать или отрицать зло – это не лечить рану, которая продолжает кровоточить", — отметил понтифик. На днях Европарламент также призвал Турцию признать геноцид армян. В  некоторых  европейских  странах  само  отрицание  Геноцида  армян – уголовно  преследуемое преступление. И все больше стран собираются  принять у себя подобные законы. 

К сожалению, единственным государством в арабском мире, которое признало и осудило Геноцид армян, является Ливан. И с особой горечью я должен констатировать тот факт, что в последнее время проблема Геноцида армян стала использоваться в арабском мире, в частности, в Египте и Сирии, в контексте противодействия проводимой Турцией политике и из-за возникших с Анкарой противоречий.

Кстати, многие курдские политические деятели и организации признали и осудили Геноцид армян. В этом плане наибольшее внимание проявляют турецкие курды (как их  политические деятели, так и политические партии и организации). Еще в апреле 1997 г. Курдский парламент в изгнании признал и осудил Геноцид армян и ассирийцев, а также нынешнюю политику и позицию Турции. С заявлениями о признании  Геноцида армян выступают и некоторые политические деятели Иракского Курдистана. Но Региональное Правительство и Парламент Курдистана официально не признали и не осудили Геноцид армян. Учитывая тесное сотрудничество между Турцией и Иракским Курдистаном, не думаю, что это произойдет в ближайщем будущем. Но и нельзя это исключить.

Также хотел бы заметить, что своеобразным долгом мировой общественности (в том числе и армянской стороны) является признание и осуждение политики геноцида курдов в Ираке, проводимая в период правления Саддама Хусейна – события в Халабдже 16 марта 1988 года, преследования курдов-фейли в 1970-х -1980-х гг., и события связанные с барзанийцами в 1983 году. Рассмотрению в контексте геноцида, признанию и осуждению подлежат также бойни, погромы и массовые убийства курдов, алевитов и "левых" в республиканской Турции – в Дерсиме (1937-1938), где наряду с курдами было убито также много уцелевших во время геноцида армян, а также в городах Малатья (1977), Мараш (ныне Кахраманмараш) (1978), Чорум (1980), Сивас (1993) и в стамбульском районе Газиосманпаша (1995).

События в Шангяле 2014 г. также следует расммотреть, признать и осудить исключительно в контексте геноцида. Более того, этот геноцид продолжается до сих пор. 

- Может ли развитие отношений между Иракским Курдистаном и Арменией повлиять на развитие отношений между Арменией и Турцией?

Я надеюсь, что в перспективе так и будет. И я категорически не согдасен с теми нашими (армянскими) экспертами, кто считает, что "В подобной ситуации лучше поддерживать хорошие отношения с Турцией и попытаться, оттягивая время, посмотреть, что произойдет, нежели если там будет создан Великий Курдистан, где уже будет закрыт армянский вопрос". Во первых, хороших отношений с Турцией не ожидается в ближайщем будущем, и неясно зачем следует "оттягивать время". А Иракский Курдистан уже является экономическим партнером Турции и сотрудничает с последней также в военно-разведывательной сфере. Во вторых, не обязательно, чтобы решение курдского вопроса было в формате Великого Курдистана. К примеру Турция более склонна к "неоосманскому решению" курдского вопроса. В третьих, я не думаю, что решение курдского вопроса "закроет армянский вопрос". Скорей наоборот. И самое главное: нормализация армяно-курдских отношений не противоречит "хорошим отношениям с Турцией". Более того, развитие отношений между Иракским Курдистаном и Арменией повлияет не только на развитие отношений между Арменией и Турцией, но и придаст армяно-иранским и армяно-иракским отношениям новые возможности, повышая качество этих отношений. Независимый и сбалансированный армяно-курдский диалог является политической необходимостью обеих сторон. Установление же официальных отношений между Республикой Армения и Региональным правительством Иракского Курдистана (по сути единственным легитимным, федеральным, но одновременно полунезависимым курдистанским правительством), важен также в контексте наших отношений с Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. Переформулировав позицию  Модеста Колерова относительно российско-курдских отношений, следует отметить, что "именно для качества этих отношений” Армении "важно иметь собственный, независимый диалог с курдистанскими властями и обществом”, чтобы понимать также "возможности Турции и Ирана”. 

Конечно, многое будет зависеть также от курдских развитий внутри Турции. 


- Известно ли Вам что-нибудь о стратегии правительства Вашей страны в отношении курдского вопроса и Курдистана?

В определенных  политических  и  научных  кругах  Армении  преобладает  точка  зрения, что "курдский  вопрос - это  игра,  в которую  Армении лучше  не  играть". В  частности  на  вопрос  журналистов "о  взаимосвязи   курдских  развитий  и интересов  Армении",  армянские  эксперты  иногда  дают  следующий  ответ: "Для  вовлечения  в  этот вопрос  Армения  должна  быть  мощной  страной – обладать   мощными  рычагами воздействия, определенными  структурами, чтобы  иметь  возможность  вмешаться  и  оказывать  влияние... Это  такая игра, в которую  Армении  нет  нужды  вмешиваться, потому  что  не  ясно  какие  силы  стоят  за  этими событиями, а  также  непонятны  реальные  цели  сил, вовлеченных  в  эту  игру". Но  интересен  тот  факт , что  говоря  о  "курдском   вопросе" армянские  СМИ  подразумевают  в  основном  курдский  вопрос  в  Турции. Армянская  пресса  с  большим  вниманием  следит за курдскими  развитиями  в  Турции, возрастает  интерес  относительно  углубления  отношений и развития сотрудничества  с  Иракским  Курдистаном, а  в  последнее  время  рассматривается также курдский  фактор  в  Сирии  и  в  Ливане, в  контексте  сирийских  развитий. Курдский  вопрос  в Иране, по  политическим  соображениям, находится  вне  армянских  политических расчетов, и рассматривается в  основном  в  рамках  научных  интересов.

Что касается  стратегии, то, с одной стороны в "Стратегии национальной безопасности (СНБ) Республики Армения" курдский  фактор  не  упоминается. Что же касается независимости  Курдистана, то еще  в  июле  2007г., выступая  в Российско-Армянском (Славянском) университете,  заместитель  министра иностранных  дел  РА  Арман  Киракосян  отметил, что  Армения  не  имеет  официальную  позицию  относительно  формирования  независимого  Курдистана, но  он  также подчеркнул  свою  следующую  позицию: "Каждая  нация  имеет  право  жить  свободно  и  независимо  на  земле  своих  предков  и  формировать  государство. Но  надо  достичь  этого  с  помощью  мирных  переговоров  и не  применять  силу". Прошло  8  лет, и я думаю, что  Армения  стремится  не просто наладить  отношения   с  Иракским Курдистаном, а развивать с ней устойчивые торгово-экономические отношения и транформировать их в политические, независимо  от  того, достигнет ли  Иракский  Курдистан  независимости или останется  федеральной  автономной  единицей  в  составе  Ирака. Есть также  мнение,  что  Армения  готовится  к  независимости  Иракского  Курдистана и одной из первых поддержит курдов. В любом случаи, Армения (Республика Армения и Нагорно-Карабахская Республика) всегда  была  сторонником  принципа  самоопределения  наций. Да, Армения еще находится на начальном этапе своих отношений  с Региональным Правительством Курдистана (установление   воздушной  связи  Багдад-Эрбил-Ереван, идея  учреждения  Генерального  консульства  РА  в  Эрбиле  и т.   д.), но  предпринимаемые  шаги  реализуются  в  рамках стратегических  расчетов.           

Как известно, 18 марта 2015 г., премьер-министр Курдистана Нечирван Барзани принял г-на Левона Саркисяна, посла по особым поручениям и специального посланника правительства Армении, и г-на Карена Григоряна, посла Армении в Ираке. Г-н Саркисян передал приветствие президента и премьер-министра Армении премьер-министру Барзани и подчеркнул желание Республики Армения построить прочные связи с Эрбилем. Г-н Саркисян отметил, что частный сектор Армении заинтересован в инвестировании в Курдистане, в связи с чем ожидают содействия Регионального правительства Курдистана. Более того, г-н Саркисян также предложил создать совместную комиссию дружбы между Курдистаном и Арменией, которая будет работать на развитие сотрудничества в ряде областей, таких как культура, торговля, экономика, и в других областях, представляющих взаимный интерес.

Премьер-министр Курдистана Нечирван Барзани, в свою очередь, отметил, что поддержит формирование совместной комиссии Эрбиля и Еревана, заверив, что Региональное правительство Курдистана готово оказать помощь в организации инвестирования в соответствии с инвестиционными законами региона.

Таким образом, относительно Регионального правительства Курдистана армянская позиция такова:

Желание Республики Армения построить прочные связи с Эрбилем.

Заинтересованность частного сектора Армении в инвестировании в Курдистане и в развитии армяно-курдских торгово-экономических  отношений.

Предложение о формировании совместной комиссии дружбы между Курдистаном и Арменией .

Относительно курдского вопроса в Турции, Сирии и Иране, официальная позиция РА не ясна.


- Каким лично Вам видится будущее России, Армении и Курдистана?

В истории армяно-курдских взаимоотношений, как и в истории межнациональных отношений любых других народов, есть страницы вражды, конфликтов и даже ненависти, но есть и страницы дружбы, мира и взаимодействия. Вопрос в том, какую страницу мы хотим открыть, процитировать, переписать или дополнить. В случаи приобретения Курдистаном независимости,  Армения и  Иракский Курдистан могут стать если не "естественными партнёрами” на Ближнем и Среднем Востоке (включая Кавказ), то по крайней мере  "взаимными переводчиками” и "проводниками”. Но у Армении и Курдистана великое будущее, если нам удастся быть вместе.

Что же касается России - Великой Державы, с большими внутренними ресурсами и возможностями, то я бы предпочел процитировать слова русского классика: "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится”.

 
- Планируете ли Вы посетить Эрбиль?

Естественно планирую посетить столицу Курдистана г. Эрбиль с "рабочим визитом". Хотелось бы наладить не только контакты, но реальное сотрудничество между Факультетами Международных отношений или Институтом арменоведческих исследований Ереванского государственного университета с одним из университетов Иракского Курдистана. Нас особо заинтересовали Университет Курдистана в Эрбиле/The University of Kurdistan Hewlêr (UKH), где изучают также Политику и Международные отношения (Politics and International Relations), Университет Салахеддин в Эрбиле/Salahaddin University-Erbil, где действуют Колледжи Политических наук и Исламоведения (College of Political Science, College of Islamic Studies), а также Американский Университет Дохуке /American University Duhok Kurdistan (AUDK ), определенные факультеты которых нас также интересуют (Department of Media Studies, Department of Public Policy). Перезагрузка армяно-курдских отношений невозможна без установления сотрудничества между университетами Армении и Курдистана.  

Теги: Армения, Курдистан, Институт арменоведческих исследований ЕГУ, Ваграм Петросян, Арам Симонян, КРГ, Акоп Казарян, Максим Хамоян, Карлене Чачане, Михаил Лазарев, Ольга Жигалина, Шакро Мгои, Kurdistan.Ru, Иракский Курдистан, Андрей Арешев, Турция, Турецкий Курдистан, Тиран Локмагезян, Ирак, Папа Римский

поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz
Gho  —   0 2015/04/22 11:04:26
Лучше поздно чем никогда!!!
Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

СДС и ENKS обсуждают курдское единство в условиях переходного периода в Сирии

2024-12-24 Kurdistan.Ru
СДС и ENKS обсуждают курдское единство в условиях переходного периода в Сирии

Встреча между высшими должностными лицами курдских "Сирийских демократических сил" (СДС) и "Курдского национального совета Сирии" (ENKS) состоялась в понедельник, 23 декабря, для обсуждения усилий по созданию единой курдской позиции в Сирии...

Еще одно массовое захоронение курдских жертв обнаружено в пустыне Самава в Ираке

2024-12-24 Kurdistan.Ru
Еще одно массовое захоронение курдских жертв обнаружено в пустыне Самава в Ираке

В районе Тель-Шейха пустыни Самава в провинции Мутанна, к юго-востоку от Багдада, обнаружено массовое захоронение с останками 150 курдских женщин и детей...

Представитель ДПК критикует иракских политиков за разжигание кризисов

2024-12-24 Kurdistan.Ru
Представитель ДПК критикует иракских политиков за разжигание кризисов

Старший член Политбюро "Демократической партии Курдистана" (ДПК), бывший министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари обвинил иракских политиков в преднамеренном подталкивании страны к кризису и нестабильности...

Иракские ополченцы решили не вмешиваться в дела Сирии

2024-12-24 tass.ru

Вооруженные шиитские формирования, входящие в состав "Исламского сопротивления Ирака", приняли решение не вмешиваться в ситуацию в Сирии, а также приостановили военные операции против Израиля, направленные на поддержку палестинских группировок в секторе Г

Новый генеральный консул Ирана подчеркивает прочность связей с Иракским Курдистаном

2024-12-24 Kurdistan.Ru
Новый генеральный консул Ирана подчеркивает прочность связей с Иракским Курдистаном

Недавно назначенный генеральный консул Ирана в Эрбиле Фарамарз Асади подчеркнул прочность отношений между Ираном и Иракским Курдистаном...

Над сирийскими беженцами нависла неопределенность: ограниченные ресурсы и неясное будущее

2024-12-24 Kurdistan.Ru
Над сирийскими беженцами нависла неопределенность: ограниченные ресурсы и неясное будущее

Последствия падения режима Башара Асада продолжают менять динамику сирийского кризиса, а сотни тысяч сирийских беженцев в Ираке борются с неопределенностью относительно своего будущего...

В Курдистане объявлены 11-дневные рождественские и новогодние выходные

2024-12-24 Kurdistan.Ru
В Курдистане объявлены 11-дневные рождественские и новогодние выходные

Региональное правительство Курдистана (КРГ) объявило в понедельник официальные 11-дневные выходные в честь Рождества и Нового года...

Глава Ирана пригрозил уничтожением Израилю

2024-12-23 russian.rt.com
Глава Ирана пригрозил уничтожением Израилю

Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что Израиль будет уничтожен — это произойдёт при участии иранской "Оси сопротивления"...

Министр обороны Нидерландов прибыл в Эрбиль

2024-12-23 Kurdistan.Ru
Министр обороны Нидерландов прибыл в Эрбиль

В понедельник, 23 декабря, президент Курдистана Нечирван Барзани приветствовал министра обороны Нидерландов Рубена Брекельманса, прибывшего в столицу Курдистана...

В Ираке суд отказал Миннефти в признании недействительными контрактов в Курдистане

2024-12-23 interfax.ru
В Ираке суд отказал Миннефти в признании недействительными контрактов в Курдистане

Иракский Апелляционный суд Карха отклонил жалобу Министерства нефти страны и отменил ряд постановлений 2022 года, которые признали несколько нефтяных контрактов Курдистана недействительными...

Глава МИД Турции: Анкара поможет Сирии в борьбе с терроризмом

2024-12-23 tass.ru
Глава МИД Турции: Анкара поможет Сирии в борьбе с терроризмом

Глава МИД Турции Хакан Фидан заявил, что его страна окажет Сирии помощь в борьбе с терроризмом, и призвал курдские вооруженные группировки самораспуститься...

Министерство пешмерга создаст две центральные командные зоны

2024-12-23 Kurdistan.Ru
Министерство пешмерга создаст две центральные командные зоны

Министерство пешмерга Иракского Курдистана объявило о планах создания двух центральных командных зон с целью упорядочения и объединения сил пешмерга под его руководством...

Советник США подчеркивает важность работы с курдами в Сирии

2024-12-23 Kurdistan.Ru
Советник США подчеркивает важность работы с курдами в Сирии

Советник США по национальной безопасности Джейк Салливан описал текущую ситуацию в Сирии как момент "многообещающий и очень рискованный"...

ENKS призывает к созданию федеральной системы в Сирии

2024-12-23 Kurdistan.Ru
ENKS призывает к созданию федеральной системы в Сирии

Старший член "Курдского национального совета Сирии" (ENKS) подчеркнул необходимость создания федеральной системы в будущей Сирии, выступая за то, чтобы Сирийский Курдистан стал федеральным регионом...

СДС ведут "секретные переговоры" с Дамаском о разоружении на границе

2024-12-23 Kurdistan.Ru
СДС  ведут "секретные переговоры" с Дамаском о разоружении на границе

Возглавляемые курдами "Сирийские демократические силы" (СДС) ведут "секретные" переговоры с нынешней сирийской администрацией в Дамаске о разоружении курдских приграничных районов в Рожаве...

Делегация КРГ вновь пытается решить вопрос зарплат в Багдаде

2024-12-23 Kurdistan.Ru
Делегация КРГ вновь пытается решить вопрос зарплат в Багдаде

Делегация министерства финансов и экономики Регионального правительства Курдистана (КРГ) находится в Багдаде для решения вопроса с выплатами зарплат госслужащих курдского региона за ноябрь и декабрь...

Президент Барзани встретился с турецким мыслителем Бешикчи

2024-12-22 Kurdistan.Ru
Президент Барзани встретился с турецким мыслителем Бешикчи

22 декабря президент Курдистана Нечирван Барзани встретился в Эрбиле с турецким мыслителем, социологом и писателем Исмаилом Бешикчи...

В Сулеймании прошла конференция, посвященная изменениям на Ближнем Востоке и курдским проблемам

2024-12-22 Kurdistan.Ru
В Сулеймании прошла конференция, посвященная изменениям на Ближнем Востоке и курдским проблемам

В воскресенье, 22 декабря, В городе Сулеймания Иракского Курдистана прошла конференция, на которой обсуждались изменения в сфере безопасности и политики на Ближнем Востоке и их влияние на общую ситуацию, в частности на положение курдского народа в регионе

Президент Барзани принял министра обороны Италии

2024-12-22 Kurdistan.Ru
Президент Барзани принял министра обороны Италии

22 декабря президент Курдистана Нечирван Барзани приветствовал министра обороны Италии Гвидо Кросетто, прибывшего с визитом в Эрбиль из Багдада...

Госдеп считает, что у Ирана теперь не будет никакой роли в Сирии

2024-12-22 tass.ru

Соединенные Штаты рассчитывают на то, что Иран теперь не сможет играть никакую роль в Сирии...

Премьер-министр Барзани и конгрессмен США обсудили укрепление региональной безопасности

2024-12-22 Kurdistan.Ru
Премьер-министр Барзани и конгрессмен США обсудили укрепление региональной безопасности

21 декабря премьер-министр Иракского Курдистана Масрур Барзани провел телефонный разговор с конгрессменом Майклом Уолтом, недавно назначенным избранным президентом Дональдом Трампом советником по национальной безопасности...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика