Верховный имам ведущего исламского университета аль-Азхар (Каир) Ахмед аль-Тайиб посещает Европу. Это его первый визит на Старый континент. Он принял участие в конференции "Восток и Запад. Диалоги о культуре", которую во Флоренции организовала Община святого Эгидия, после чего направился в Великобританию, где должен встретиться с премьер-министром Дэвидом Кэмероном, принцем Чарльзом и примасом Англиканской церкви архиепископом Джастином Уэлби.
Европейская католическая и светская пресса придают этому турне по Европе особое значение, и есть за что. Имам, к чьему голосу прислушивается исламский мир на Ближнем Востоке, по сути, объявил о "перезагрузке" взаимодействия с Ватиканом. Этот официальный диалог, начатый в 1998 году университетом аль-Азхар и Святым престолом, был прерван в начале 2011 года после того, как папа Римский Бенедикт XVI подверг критике свободу религии в Египте и недостаточность защиты христианских церквей и общин. А сегодня в интервью единственной газете в мире, которую лично читает нынешний понтифик, итальянской La Repubblica, аль-Тайиб говорит об "идеальном" совпадении между его мыслями и "новым курсом" Католической церкви при папе Франциске.
В беседе с итальянским католическим изданием LAgenzia Servizio Informazione Religiosa имам также не исключил возможность организации переговоров с понтификом, подчеркнув, что если Ватикан сделает шаг, "мы хотели бы сделать десять шагов в его направлении", так как "встреча с папой сделала бы меня счастливым, как и встречи со всеми, кто любит мир".
Представление о концептуальных положениях "совпадающих" мыслей авторитетного суннитского богослова и "нового курса" понтифика дает дискуссия в ходе конференции "Восток и Запад. Диалоги о культуре". Как отметил на ней историк Оливье Руа, разворачивающиеся сейчас сценарии глобализации и войны требуют обновления от Востока по примеру того, что произошло в Католической церкви со времен Второго Ватиканского Собора. Это не означает ослабления идентичности региона, а укрепляет ее. По словам Руа, наше время "нуждается в религии", даже для тех государств, которые развиваются под "флагом секуляризма".
Проблемой, которую видит со своей стороны в христианско-исламском диалоге Ватикан, состоит в том, что если Католическая церковь говорит одним языком, в мусульманском мире толкователей много. Но кое-кого можно выделить. Архиепископ Барселоны кардинал Луис Мартинес Систач заявляет о необходимости "возвращения к истокам" в текстах, "вдохновленных Богом". Сделать это в каждой религии могут мистики, которых в исламе представляют суфии.
"Мистики являются наиболее действенными толкователями смысла религиозных традиций. — подчеркнул кардинал Систач. — Также необходимым выглядит переосмысление мусульманских текстов в свете того, что мы сегодня живем в XXI веке".
Высказывания архиепископа Барселоны перекликаются в этом с заявлением президента Египта Абделя Фаттаха ас-Сиси, когда тот в конце 2014 года обратился к богословам университета аль-Азхар с призывом провести реформацию и направить ислам по новому пути, так как "мусульманское общество оказалось разобщено и рискует погибнуть, причем мы сами навлекли гибель на себя".
Фактически кардинал Систач предлагает мусульманским мыслителям проделать работу по переосмыслению ислама вместе. Это, конечно, не "иудеохристианство", которое иные любят ставить в пику Святому престолу в связи со Вторым Ватиканским собором, но и не рядовой межконфессиональный диалог.
Такая "реформация" ставит задачи не только перед Востоком, а и перед Западом. Неслучайно в своем выступлении на конференции, организованной Общиной святого Эгидия, имам аль-Тайиб поставил вопрос — как определить понятие "Запад" в противопоставлении "Востоку". Это уже не "чистое" сообщество "европейских народов, исповедующих христианство" предупредил исламский богослов, если принять во внимание тот факт, что миллионы иммигрантов-мусульман в Европе и Америке стали "важным элементом социальной ткани", занимая сильные позиции в различных областях и влияя на местные обычаи, традиции, культуру и так далее. И кое в чем Старый континент может быть привлекательным для исламского мира. Так, накануне визита во Флоренцию аль-Тайиб призвал к объединению мусульманских стран по примеру Европейского союза в ответ на попытки фундаменталистов из "Исламского государства" создать на Ближнем Востоке "халифат".
Эту идею в интервью Radio Vaticana поддержал халдейский католический архиепископ Эрбиля Башар Варда. "Это смелое заявление, я думаю, что мы должны идти по пути реализации этой инициативы", — сообщил монсеньор.
На фоне охваченного войнами Ближнего Востока, постоянных ударов со стороны "сетевого государства" джихадистов по классическим государствам, массовым перемещениям беженцев, нарастание конфессионального противостояния идея "исламского ЕС" выглядит невероятной и фантастической. Однако "утопии" даже такого рода иногда сбываются.
Помимо того, нельзя исключать, что под флагом реализации данного проекта ряд ближневосточных государств попытаются решить свои проблемы. Во-первых, это касается Египта, который конкурирует за влияние в регионе с Турцией, в том числе в религиозной сфере. Каир не будет равнодушно смотреть на попытки Анкары возвыситься в суннитском сообществе. "Неоосманизм" турецкого президента Реджепа Эрдогана, то, как он позиционирует верховного муфтия страны и главу государственного Управления по делам религий Мехмета Гермеза в качестве "мусульманского папы Римского", заявления, что Гермез — духовный отец не только турецких мусульман, но его уважают во всем исламском мире, являются вызовами для Египта. Союзником Каира здесь выступает Ватикан. Если имам аль-Тайиб говорит о совпадении позиций с "новым курсом" Католической церкви, то во время посещения папой Франциском в ноябре прошлого года Турции муфтий Гермез прямо заявил: "Между исламом и христианством не может быть межрелигиозного диалога в таком смысле, как это привык понимать Ватикан".
Во-вторых, это выглядит как своего рода "подача" Европе. И "Исламское государство", и американский проект фрагментации региона с выходом на создание Большого Ближнего Востока делают то, что итальянский политолог Маттео Брессан называет "распадом стран, родившихся в конце Первой мировой войны по итогам соглашения Сайкса-Пико".
Европа выступила "повивальной бабкой", принявшей "геополитические роды" у Османской империи, которая не перенесла их и тут же скончалась. Вашингтон идет на то, чтобы эти "роды" повторились, но в этот раз "детей" хочет выпестовать самостоятельно.
"Исламский ЕС" — это дразнящая приманка для Старого континента, которому предлагают повторить операцию столетней давности. Однако будет ли способен Евросоюз вступить в конкуренцию с США? Для начала Брюсселю потребуется решить проблему "Исламского государства". Старший научный сотрудник Французского центра разведывательных исследований, специалист по исламскому терроризму и организованной преступности Ален Родье в интервью французскому порталу Atlantico отмечает, что Европа не слишком внимательно следит за ситуацией на Дальнем Востоке, где "радикальный и агрессивный ислам пустил глубокие корни", но в отличие от ситуации на Ближнем Востоке он не создает угрозы для режимов. Родье считает, что на Юго-Восточную Азию европейцам не следует обращать внимания, так как там "уже работают американцы, австралийцы и новозеландцы… Сердце Исламского государства" находится в Сирии и Ираке, поэтому нужно нанести удар там, а не рубить отростки". Но что если "Исламское государство" предложит Европе "сепаратный мир" и попросит содействия для организованного отступления с Ближнего Востока в Юго-Восточную Азию? Возможно, в этом случае "утопия" создания "исламского ЕС" станет немного реальней.
Теги: Ахмед аль-Тайиб, Ватикан, ислам, Европейский Союз