Министр обороны США Эштон Картер в четверг прибыл без предупреждения в Багдад, чтобы оценить прогресс, достигнутый правительством в прекращении сектантского разделения страны, и оказать поддержку в предстоящей попытке иракской армии отбить ключевой город Рамади у боевиков "Исламского государства" (ИГ).
Это первый визит Картера в Ирак с момента его вступления в эту должность в феврале.
Не ожидается, что министр США объявит о каком-либо существенном изменении в американской стратегии или увеличении численности войск США в Ираке. В настоящее время в Ираке находятся примерно 3,360 военнослужащих, которые в основном задействованы в обучении иракских войск, консультировании иракских командиров и обеспечении безопасности персонала и объектов США.
Визит, однако, приходит в важный момент для иракского правительства, которое объявило о контрнаступлении на Рамади, столицу провинции Анбар. Фактически атака на город еще не началась, но представитель Пентагона, полковник Стив Уоррен, сказал, что она может начаться в течение нескольких недель.
Кампания в Рамади будет решающим испытанием не только для иракского правительства во главе с премьер-министром Хейдаром аль-Абади, но и для американской стратегии, которая опирается на иракские силы безопасности, действующие в координации авиаударами возглавляемой США коалиции. Президент США Барак Обама решил не вводить в Ирак наземные боевые силы США.
Американские военные лидеры заявили, что они будут рекомендовать Обаме перемещение американских военных советников и, возможно, сил специального назначения, ближе к линии фронта, если это будет иметь решающее значение на определенных этапах иракской кампании. Но пока такая рекомендация еще не была сделана. Критики Обамы в Конгрессе говорят, что он устраняет возможность быстро победить "Исламское государство", не отправляя в Ирак боевые войска.
Но генерал Мартин Демпси, председатель Объединенного комитета начальников штабов, который посетил Ирак в минувшие выходные, поддерживает подход Обамы. На слушаниях в Конгрессе 7 июля он сказал, что угроза терактов ИГ на территории США может увеличиться в результате ввода войск США в Ирак и Сирию.
После того, как иракские войска в начале мая оставили Рамади, "вручив" ИГ самую большую победу в 2015 году, Картер заявил, что армия "просто не показала волю к борьбе". Эта откровенная оценка обвиняет центральное иракское в сектантском расколе страны.
Картер отметил тогда, что иракские силы не были в меньшинстве в Рамади, но они бросили свое оружие и оборудование, в том числе десятки поставленных США танков, боевых бронированных машин и артиллерийских орудий. Все это стало частью арсенала ИГ.
"Исламское Государство" вновь будет в меньшинстве, когда, как ожидается, иракская армия атакует Рамади. Уоррен, представитель Пентагона, который прибыл в Ирак вместе с Картером, говорит о наличии в Рамади 1000-2000 боевиков. Он не сообщил о количестве иракских войск, готовящихся для контрнаступления, но он сказал, что "несколько тысяч" расположены в области уже сейчас.
По словам Уоррена, иракские силы безопасности в настоящее время проводят "операцию по изоляции" Рамади, отрезая пути снабжения и укрепления ИГ.
Потеря Рамади была серьезным ударом по Ираку, и не только в смысле территории, но и как психологический удар, нанесенный его силам безопасности, чья уверенность уже была низкой. Она также означала задержку в возвращении еще более стратегически важного Мосула, расположенного на севере Ирака, и захваченного исламистскими боевиками в июне 2014 года.
Когда в феврале Картер стал главой Пентагона, заменив Чака Хейгла, военные чиновники открыто говорили о надежде на освобождение Мосула уже в мае. Эти надежды поблекли еще до падения Рамади.
Теги: США, Эштон Картер, Ирак, армия Ирака, Исламское Государство, Рамади, Анбар, Хейдар аль-Абади, армия США, Барак Обама, Мартин Демпси, Сирия, Чак Хейгел, Мосул